Проблема обуви для зимних походов продолжает оставаться актуальной, поскольку идеального решения всё ещё не существует. Сразу оговорюсь, что речь пойдёт о многодневных зимних (или высокогорных) походах, в которых приходится много ходить по снегу, а высушить отсыревшие ботинки в полевых условиях практически нереально.
Очевидно, что зимняя обувь должна быть достаточно тёплой. К тому же, её надо беречь от влаги, поскольку мокрая/обледеневшая обувь греет плохо. Первое, что приходит в голову начинающим туристам, это надеть много тёплых носков. Однако, внутрь нормального ботинка много носков не втиснешь. Или втиснешь, но тогда нога будет мёрзнуть сильнее, поскольку носки её сдавят и затруднят кровообращение. Можно брать ботинки на несколько размеров больше (зимой, кстати, надо особенно следить за тем, чтобы обувь не была тесной), но этот вариант подходит не всем, да и без тёплых носков в таких ботинках не походишь. К тому же, это не решает проблему намокания самих ботинок. Как же быть?


Рассмотрим наиболее традиционные варианты решения этой проблемы.

  1. Двухслойные ботинки. Очень удобно, когда внутренний ботинок можно вынуть и подсушить, например, возле костра. К тому же, такие ботинки, как правило, очень толстые и тёплые. Однако, большой вес и высокая цена сильно снижают их привлекательность, поэтому широкого распространения двухслойные ботинки не получили. Пластиковые двухслойные ботинки, к тому же, сильно отсыревают и обмерзают изнутри из-за водонепроницаемости пластика.
  2. Ботинки с мембраной. Наиболее массовый на сегодня вариант, имеющий, однако, множество недостатков. Во-первых, при отрицательных температурах водяной пар (испарения ног) до мембраны не доходит, а конденсируется внутри ботинка, в так называемой «точке росы». Во-вторых, обувь с мембраной сохнет гораздо медленнее обуви без мембраны. В-третьих, мембрана слабо помогает от снега, насыпающегося внутрь через верх ботинка. В четвёртых, забившаяся грязью мембрана (что в ботинках происходит очень быстро), перестаёт работать (то есть «дышать») со всеми неприятными последствиями. Ну и, снаружи ботинок всё равно будет намокать, а значит греть хуже.
  3. Утеплённые ботинки. Все варианты обуви с синтетическим (и даже натуральным) мехом внутри для долгих походов неудобны, поскольку мех сильно впитывает влагу, плохо греет в мокром виде и очень долго сохнет. И вообще, чем толще утеплитель внутри ботинка, тем сложнее его высушить.
  4. Защита и утепление ботинок снаружи. И вот на этом пункте я хочу остановиться подробнее.
    На сегодняшний день существуют два основных типа внешней защиты обуви: бахилы-трубочки, от колена до щиколотки и «полные» бахилы, надеваемые поверх ботинка. В маркетинге существует путаница с названиями: и те, и другие называют и бахилами и гамашами. Я здесь, для упрощения, буду бахилами называть только полные бахилы, а трубочки-«фонарики» буду называть гамашами.
    Гамаши широко представлены на рынке, их также несложно сделать самому. Очевидно, что они не утепляют ботинок. Их главная задача – защитить ботинки от попадания внутрь мусора и снега, и с этой задачей они вполне справляются. Правда, от воды, затекающей в ботинки при переправе вброд, всё равно не защищают. Нередко гамаши делают из непромокаемой или даже мембранной ткани. В таком случае они лучше защищают ноги от мокрой травы или мокрого снега. Но при этом в непромокаемых гамашах всё внутри них отсыревает от пота, а мембранные гамаши стоят дорого и мембрана на них быстро выходит из строя от загрязнения и интенсивных механических воздействий.

В итоге, я рекомендую использовать гамаши из лёгкой прочной промокающей ткани. Они дёшевы и почти ничего не весят, их можно использовать конкретно в тех случаях, где они могут быть полезны. Если гамаши предполагается использовать на снегу, то лучше выбирать модели без молний, липучек, резинок и прочих усложняющих деталей. Оптимальный вариант – просто трубка из ткани с резинками снизу и сверху (это могут быть просто отрезанные штанины от старых ветрозащитных штанов). К нижней передней части гамашей полезно пришить крючок, чтобы цеплять его за нижний край шнуровки ботинок (так гамаши будут надёжнее защищать шнуровку). Нередко гамаши делают на молнии (как на рисунке), это делает их более удобными, но дороже, тяжелее и менее надёжными.


Полные бахилы защищают ботинок со всех сторон. Их тоже можно разделить на два типа: «мягкие» или тканевые бахилы и бахилы с жёсткой подошвой. Первые удобны тем, что легко шьются, дёшево стоят и мало весят. Их можно носить в рюкзаке «на всякий случай» и применять по необходимости. Надевать их можно под кошки или под лыжные крепления, но в них нельзя ходить пешком, поскольку подошва тканевых бахил очень быстро протирается о камни и грунт. Ткань для таких бахил должна быть промокаемой, из вышеописанных соображений. Требования к форме мягких бахил минимальны, порой в таком качестве используют просто прямоугольные тканевые мешки. Хотя, лишние складки на бахилах не полезны – в них набивается снег и тает от близости к тёплой ноге (а вы помните, что ткань на бахилах должна быть промокаемой).


Бахилы с жёсткой подошвой обычно изготовляют, пришивая тканевый верх к нижней части резиновой галоши. При этом верх обязательно должен быть «дышащим» (иначе можно не заморачиваться и просто использовать армейские резиновые бахилы ОЗК). Главное их преимущество в том, что в таких бахилах можно ходить без лыж и без кошек, по камням и по дорогам. Подошвы галош обычно менее жёсткие и более гладкие, чем у трекинговых ботинок, поэтому на скользких склонах приходится быть более бдительным и чаще пользоваться кошками. Зато такие бахилы обеспечивают надёжную защиту ноги и обуви в течение всего похода и, по сути, это самый удобный способ утепления ноги и защиты обуви от намокания.

Кроме защиты от попадания в обувь снега и мусора, бахилы сами по себе создают дополнительный слой ткани, который не только утепляет обувь, но и сдвигает точку росы из «внутри ботинка» наружу, ближе к внутренней поверхности ткани бахил. В простых случаях этого уже достаточно. Но это ещё не всё.


Одним из замечательных достоинств бахил является возможность надевать дополнительный слой утеплителя между ними и ботинками – так называемые подбахильники. Подбахильники проще всего делать из флиса, сшивая его как большой носок, надеваемый поверх ботинка. Можно также наматывать, например, флисовый шарфик на ботинок как портянку. Когда очень холодно, можно надевать два и больше подбахильников, утепляя ботинки снаружи, что никак не влияет на свободу вашей ноги внутри ботинка. При этом точка росы обычно оказывается внутри или даже снаружи подбахильника, а ботинок остаётся полностью сухим. Тот снег и та влага, которые попадают внутрь бахилы, также обычно впитываются в подбахильник, не доходя до ботинка. А высушить флисовый подбахильник совсем не сложно.

Более того, подбахильники могут выручить даже при движении по раскисшему снегу, от которого не спасает больше ничто. Влага, конечно, проникает внутрь дышащей ткани бахил (хоть и не так быстро, как без бахил в ботинки, поскольку ткань не даёт мокрому снегу налипать и набиваться внутрь). Но она сначала поглощается тканью подбахильников. И, если на каждом привале снимать бахилы и выжимать воду из подбахильников (а из флиса она выжимается очень легко), то ботинки могут остаться сухими даже после целого дня движения по мокрому снегу.
Ещё одним уникальным свойством бахил является их крайняя нетребовательность к типу обуви. Бахилы можно надевать не только на треккинговые аутдор-ботинки, но и на обычную городскую обувь – ботинки, сапожки и даже кроссовки, что делает их незаменимыми для любителей коротких вылазок в зимний лес на пикник, прогулку или даже с ночёвкой. Зачем покупать дорогие специализированные ботинки, если вы не собираетесь в далёкие экстремальные путешествия? С хорошими бахилами и подбахильниками вы можете смело выбираться зимой на природу в своей любимой обуви.


Порой бахилы делают сразу с утеплителем (как мягкие, так и жёсткие). Это неудачный вариант, поскольку сушить такие бахилы намного сложнее, чем вынутые из бахил подбахильники (к тому же, как защитить ботинок на снегу, пока вы сушите бахилы у костра?). Такие бахилы сложнее изготовить и труднее ремонтировать.


К сожалению, фирмы, изготовляющие турснаряжение, практически обошли бахилы своим вниманием. Единственная модель, более-менее удовлетворяющая указанным требованиям, производится питерской фирмой «Снаряжение». У них есть даже две похожих модели, приведенные на рисунке ниже. Те, которые справа – хуже, поскольку у них не обрезана галоша и ткань зачем-то прижимается к ноге резинкой. Необрезанная галоша приводит к увеличению количества конденсата, образующегося на недышащей резине, а прижатая к ноге ткань греется, и на ней тает снег (налипающий к тому же на складки от резинки). Неуместна и молния сзади на бахилах – она усложняет, удорожает и утяжеляет конструкцию, и является, к тому же, дополнительным элементом ненадёжности. Те, которые слева, почти совсем хороши, но резинка с фастексом вверху – неудачное решение. Под эту резинку также будет набиваться (и таять) снег, а фастексы склонны ломаться в самый неподходящий момент. Плюс, резинка должна быть очень тугой (иначе она будет сползать) и будет передавливать ногу, ухудшая кровообращение, из-за чего нога будет мёрзнуть сильнее. Гораздо удобнее вставить в верхнюю часть бахилы обычный шнурок. Будучи завязанным выше икры, он не даст бахиле сползти (поскольку обхват икры больше, а шнурок не растягивается) и не будет передавливать ногу.

Поэтому хорошие бахилы приходится изготовлять самостоятельно.


Изготовление бахил.
Сначала надо купить галоши. Галоши подбираются под размер ваших походных ботинок таким образом, чтобы ботинки входили в них не туго (иначе на морозе натягивать их будет проблемно, да и подбахильники не поместятся), но и не слишком болтались. В идеале, между пяткой ботинка и галошей должен оставаться зазор около 1 см. Моделей галош на рынке существует множество, и тут уж надо выбирать осознанно. Желательно, чтобы у галош была толстая рифлёная подошва, а внутри не было тканевой подкладки (которая намокает). Большинство моделей галош имеют слишком низкий носок, в который треккинговые ботинки не влазят. После обрезания галоши эта проблема устраняется, но вот померять галошу на ботинок на рынке по этой причине не удаётся. Приходится брать «на глаз», прикладывая подошву к подошве. Впрочем, один раз подобрав себе подходящую модель и размер, можно в следующие разы брать её уже не меряя. На мои, например, треккинговые ботинки 47-48 размера никакие заводские модели галош не налазят. Приходится покупать армейские бахилы ОЗК №3 и отрезать от них весь верх.


Купив галоши, их надо обрезать, чтобы уменьшить количество конденсата, а также вес изделия. Оставляют обычно 2-3 см над подошвой. Но при этом на носке галоши надо оставить достаточно резины для того, чтобы она не давала носку ботинка выскочить вверх.
Также надо купить подходящую ткань. Ткань обязательно должна быть дышащей (без пропитки), достаточно прочной (не рваться по надрыву) и снегоотталкивающей (гладкой). Последнему требованию удовлетворяют только 100%-синтетические ткани. На недостаточно гладкую ткань будет намерзать снег, а комбинированные (синтетика с хб или вискозой) ткани в процессе эксплуатации начинают ворситься, что увеличивает обмерзание. При работе с синтетическими тканями есть важный нюанс: их края обязательно нужно оплавлять, иначе они «сыпятся». Опыт показал, что удобнее всего кроить такие ткани раскалённым ножом, при этом край получается ровным, гладким и оплавленным.


После этого надо измерить периметр обрезанной галоши и сшить из ткани трубу соответствующего диаметра. Нельзя ошибаться в меньшую сторону, поскольку тогда трубу не удастся пришить к галоше. Лучше ошибиться в большую, тогда при пришивании можно будет сделать складку. В верхней части трубы делается подгиб, в который вставляется шнурок. Нижнюю часть трубы лучше укрепить более прочной тканью (например, нашить капроновую стропу), поскольку она испытывает самые большие механические нагрузки. Высота бахилы должна быть такой, чтобы она заканчивалась под коленом выше икры. Если ошибиться в меньшую сторону, то при каждом шаге ткань будет натягиваться и стягивать бахилу с икры. Если ошибиться в большую, то ткань будет свисать некрасивыми карманами и за всё цепляться (особенно за зубья кошек).

Все шнуровки и резинки, прижимающие ткань бахилы к ноге, противопоказаны, поскольку в месте прижатия ткани к ноге на ней будет таять снег. А если эти шнуровки и резинки снаружи, то под них снег будет ещё и набиваться.
Затем тканевый верх пришивается к обрезанной галоше таким образом, как показано на рисунке

Такой способ пришивания защищает шов от истирания об ледяной наст и прочих опасностей. Тот шов, которым сшит тканевой верх, лучше разместить на задней стороне ноги, над пяткой. Там он подвергнется меньшим механическим нагрузкам.


Та часть ткани шва, которая внутри галоши – необязательна. Она защищает от попадания снежной пыли внутрь галоши, если ткань пришита крупным стежком. А крупным стежком пришивать хочется, поскольку не каждая машинка сможет прошить шов такой толщины, да ещё и с резиной. Поэтому пришивать верх бахилы чаще всего приходится вручную. В моём исполнении длина стежка составляет обычно около 1,5 см.


Бахила почти готова. Осталась последняя конструктивная деталь. Внутри галоши (не снаружи!) надо к пятке пришить прочную тесёмку (или шнурок), с помощью которой пятка галоши будет крепиться к ботинку. Тесёмка обвязывается вокруг ботинка (или подбахильника), фиксируя пятку. А носок фиксируется резиной галоши.

После этого остаётся лишь вставить шнурки в верхнюю часть бахил – и наслаждаться комфортом в условиях снежных походов. Советую даже в не очень холодные походы брать две пары подбахильников. Пока одна на ногах, вторую можно подсушивать, приколов булавкой к клапану рюкзака.

Вітаємо!

Маєте запитання? Оберіть одного з представників нашого клубу, щоб поспілкуватися в Telegram

Є питання? Пишіть!