Ви можете переглянути цей звіт також в форматах:
Отчёт о лыжном походе 1 к.с. по Киевской области с 13.02.2021 по 21.02.2021
Маршрутная книжка № 1-21, выдана МКК Киевской областной ФСТ
Состав участников:
Трылис Владимир – руководитель
Гищак Алёна – завхоз
Базь Сергей – штурман
Карчемский Станислав – медик
Омельченко Игорь – ремонтник
Как правило, первый категорийный лыжный поход украинского туриста проходит в Карпатах. Это настолько популярно и удобно, что альтернативы почти не обсуждаются. Однако они существуют и даже обладают рядом преимуществ по сравнению с карпатскими походами. Рассмотрим эти преимущества более детально.
Сложность. То, что является преимуществом в высоких категориях, может оказаться недостатком в низких. Карпатский маршрут обрушивает на новичка сразу такой набор трудностей, который не каждому под силу, и многих отвращает от лыжного туризма навсегда. Большие перепады высот требуют хорошей физической подготовки. Сложная техника подъёмов и спусков даётся новичкам не сразу. Переменчивая карпатская погода создаёт дополнительный стрессовый фактор.
А вот лыжные походы по более равнинной местности гораздо менее требовательны к уровню физической и технической подготовки участников и заметно снижают “порог вхождения” новичков в лыжный туризм. Проще говоря, “меньше трудностей – больше удовольствия”. В равнинных лыжных походах меньше факторов риска, поэтому их также можно рекомендовать начинающим руководителям. В то же время, в таких походах вполне приобретаются основные навыки туриста-лыжника: техника ходьбы на лыжах, начальное знакомство с техникой подъёмов-спусков, знакомство с такими явлениями, как подлип и тропёжка, опыт многодневной жизни в палатке на снегу и морозе, проверка и подгонка снаряжения.
Немаловажно и то, что такие походы, как правило, гораздо дешевле (из-за стоимости транспортной заброски), на них не обязательно брать билеты за полтора месяца (когда невозможно предсказать погодные условия), они не требуют столь серьёзной и длительной подготовки, как походы в горах.
Дополнительным плюсом равнинных походов является возможность использовать саночки (которые в Карпатах обычно не используются из-за сложного рельефа). Благодаря этому вес рюкзаков уменьшается почти вдвое.
Фактором, ограничивающим популярность равнинных лыжных походов, обычно является нестабильность снежного покрова (и морозной погоды без оттепелей) на большей части территории Украины. Поэтому, когда погода вдруг предоставляет такую возможность, надо не зевать и сразу её использовать!
Февраль 2021 года порадовал нас достаточно стабильными морозами и обильными снегопадами. Поэтому мы решили реализовать давний замысел лыжного маршрута по лесам вдоль р. Тетерев и Киевского водохранилища, с пересечением Киевского водохранилища по льду в самой широкой его части.
Рис. 1. Схема маршрута.
13.02. День первый.
Выехали из Киева в субботу электричкой в 12.10 и в 13.40 прибыли на станцию Спартак (направление на Тетерев-Коростень). Тут снежно и морозно. Быстренько стали на лыжи и отправились в путь.
Сначала двигались по асфальтовой дороге на Поташню (покрытой хорошо утрамбованным снегом), затем свернули на просеку, ведущую к р. Таль. Сразу началась тропёжка. Средняя глубина снега в лесу около 40 см, средняя глубина тропёжки около 30 см. С такой тропёжкой скорость движения группы составляет около 2,5-3 км/час, то есть около 2 км за переход. Для того, чтобы в таких условиях пройти дневную норму в 15-20 км приходится изрядно напрягаться, максимально используя всё светлое время для движения.
Глубокий свежевыпавший снег заровнял все просеки и лесные дороги, поэтому попытка срезать угол между просеками по знакомой и неоднократно хоженной лесной дорожке неожиданно завела нас не туда, на чём мы потеряли около часа времени. После этого инцидента мы стали относиться к ориентированию менее легкомысленно, и больше такого не повторялось.
К 15.00 добрались до р. Таль, в которой надеялись найти жидкую воду для обеда. Однако, надежды наши не оправдались, речка оказалась пересохшей, поэтому обедать пришлось на талой воде. Забегая наперёд, скажу, что в этом походе всю воду нам пришлось добывать из снега.
После обеда двинулись дальше, уже несколько отставая от графика. Впрочем это несущественно, поскольку привязка мест ночлегов к ручьям оказалась неактуальной (ручьи пересохли и позамерзали), а километры мы уж как-нибудь нагоним.
В результате, заночевали в лесу, не дойдя до запланированного места ночлега примерно 1 переход.
В этот поход мы взяли с собой палатку “Зима” с печкой. Палатка с печкой создают неповторимый уют в зимних походах, практически полностью ликвидируя холодовую усталость. Это не только возможность ужинать и завтракать в тепле, но также возможность постоянно высушивать отсыревшую одежду, обувь и спальники.
14.02. День 2.
Подьём дежурных в 6.00, остальные – на полчаса позже, когда костёр уже разведён и в котлах растоплен снег. К 6.30 как раз начинает светать и можно обходиться без фонариков.
После завтрака движемся дальше, наслаждаясь пейзажами заснеженного зимнего леса.
Через пару переходов, уже слегка измученные тропёжкой, наталкиваемся на дорогу, свежепрокатанную лесовозами и радостно бежим по ней, навёрстывая недопройденные километры. Увы, через пару километров дорога уходит с нужного нам направления, заворачивая на север, в сторону с. Блидча. Это нам не совсем по пути. Но, поскольку по укатанной дороге так хорошо идётся, а тропёжка так уже всех утомила (с непривычки), решаем следовать по лесовозному пути. Это гораздо приятнее и быстрее, хоть и добавит нам крюк в несколько километров. Ночуем рядом с дорогой Блидча-Леоновка. Вечером к нам на огонёк заходит местный лесник. Говорит, что лыжных туристов видит впервые, но летом народ любит отдыхать в их краях, часто организовываются детские лагеря. У них в лесничестве есть даже пара избушек для отдыха, которыми могут пользоваться туристы (как я понял, бесплатно).
15.02. День 3.
Утром выходим на дорогу и движемся в сторону с. Блидча. Дорога расчищена и хорошо укатана, лыжи бегут легко. Машин почти нету, места здесь глухие и малолюдные.
Вскоре доходим до с. Блидча и поворачиваем по дороге на северо-восток, вдоль долины р. Тетерев. На этой дороге машин уже побольше, 3-4 в час, она хорошо почищена, но песком или солью не посыпается, поэтому лыжи скользят отлично.
На окраине с. Блидча заходим в придорожный магазинчик, где разживаемся свежим хлебом, чипсами и кока-колой 🙂
Дальше движемся по автомобильной дороге мимо села Коленцы. Группа растягивается: кто-то наслаждается лыжным бегом, кто-то не спеша любуется пейзажами. Лыжи скользят отлично, рюкзаки лёгкие, вес саночек почти не ощущается. В какой-то момент обнаруживаем посреди дороги брошенные саночки. Оказывается, что у Стаса расстегнулся грузовой пояс, но отсутствие саночек он заметил только через полчаса, на следующем привале 🙂 .
Через пару километров после села Коленцы дорога поворасивает на север, и мы уходим с неё на восток, вновь тропить лыжню по заснеженным просекам. На нашей просеке виднеется полузаметённый машинный или тракторный след, тропить по нему легче, но двигаться невозможно, поскольку в глубокой колее постоянно переворачиваются саночки. В результате приходится тропить лыжню посередине между колеями.
Сегодня самый солнечный день похода. Зима радует лёгким морозцем и искристым снегом. Благодаря расчищенной дороге мы наверстали отставание от графика и немного отдохнули от тропёжки, теперь можем позволить себе просто наслаждаться жизнью.
Под вечер доходим до села Рудня Шпилёвская, пересекаем трассу Киев-Иванков, слегка углубляемся в лес и становимся на ночлег. Даже здесь, поблизости от оживлённой трассы и достаточно большого села, по просекам никто не ездит, тропёжка продолжается. Здесь нас покидают наши друзья Лена Школьная и Света Желдак – их выходные закончились и они возвращаются в Киев.
16.02. День 4.
Дальнейший наш путь лежит к селу Ваховка, расположенному на р. Здвиж. Погода продолжает нас радовать. В лесу незаметно человеческих следов, зато снег испещрён звериными следами. Больше всего косульих, но встречаются и заячьи, и кабаньи, и лисьи (не считая мышиных и беличьих). Увидели даже парочку косуль.
До села Ваховка доходим к обеду, обеденній костёр разводим прямо на расчищенной дороге на окраине села.
Пройдя через село, выходим на расчищенную грейдером дорогу, уводящую нас в глубину бывшей вотчины Януковича – Днепровско-Тетеревского охотхозяйства. Часть просек здесь расчищена грейдером, видимо, затем, чтобы охотникам удобнее было по ним разъезжать. Впрочем, никаких охотников мы здесь не видели.
Встали на ночлег рядом с просекой. Уже в сумерках мимо нас проехал трактор – расчистка просек продолжается.
17.02. День 5.
С утра продолжаем движение по расчищенной просеке, которую уже успели истоптать стада не то косуль, не то оленей. Их здесь полно – несколько раз мы видели целые табуны, состоящие из десятков особей. Другие животные на глаза не попадаются, но свежие следы на снегу явно говорят об их наличии и обилии.
Вскоре грейдерная расчистка, к сожалению, заканчивается, и нам опять приходится прокладывать лыжню по снежной целине. Вдоль просеки регулярно установлены деревянные укрытия для охотников – “номера”.
Село Сычовка обходим с севера по лесу. Дорога, уходящая из Сычовки на север, в сторону устья р. Тетерев, не расчищена, видимо, зимой по ней никто не ездит. На ночлег становимся в переходе за этой дорогой, на краю долины небольшой речушки, текущей в сторону с. Сухолучье.
18.02. День 7.
Дальше наш путь лежит не по прямым просекам, а по извилистым лесным дорогам, напрочь заметённым снегом. В густом лесу они читаются неплохо, но в редколесьи порой теряются, и нашему штурману приходится постоянно сохранять бдительность, чтобы не заплутать.
Погода переменчивая: порой проглядывает солнце, порой налетает тучка и идёт снежок, порой это происходит одновременно.
К обеду доходим до с. Сухолучье. Забежав в магазин и пополнив запасы свежего хлеба и кока-колы, выходим на дорогу, идущую из Сухолучья на север. На выезде из села на этой дороге большие ворота с КПП. Но сейчас ворота открыты и КПП пустует.
Между дорогой и Киевским водохранилищем тянется полоса больших приватизированных участков – то ли баз отдыха, то ли чьих-то дач. Примерно в километре от КПП сворачиваем с дороги на запад и останавливаемся на обед. Сегодня у нас полуднёвка, поэтому ночуем здесь же. После обеда к нам присоединяются Сергей Засядько, Лёша Косячков и Никита Воробьёв, приехавшие в Сухолучье из Киева. Здорово, когда лыжный маршрут проходит недалеко от дома, и в нём могут участвовать те, кто не может оторваться от работы на всю неделю.
19.02. День 8.
Утром выходим на берег Киевского водохранилища. Минувшая ночь была самой морозной за весь поход – под утро температура опустилась до -25 градусов. К нашему счастью, ветра практически нет, иначе на открытых просторах водохранилища нам могло бы прийтись несладко. День солнечный, водохранилище сверкает девственной белизной, тут необходимы солнцезащитные очки, иначе можно заработать снежную слепоту. Противоположный берег совершенно неразличим, хотя ещё вчера был виден достаточно ясно. Причина – водяной пар, поднимающийся в морозную погоду над участками снежных болот, и превращающийся в туманную дымку.
После двух недель морозов лед на водохранилище достаточно толстый, больше 30 см, поэтому переход совершенно безопасен. Однако, вдоль фарватера, проходящего здесь под правым берегом, тянется сплошная полоса снежных болот. Они образуются, когда сквозь трещины во льду вода поднимается на поверхность и пропитывает снег. Но толстый слой снега работает термоизолятором и не даёт воде замерзать даже в сильные морозы. Нередко такие болота совсем незаметны сверху. Глубина их зависит от толщины снега и обилия воды (в нашем случае – выше щиколотки). Попав на морозе в воду, лыжи мгновенно обмерзают толстым слоем ледяной “шубы”, двигаться на них дальше невозможно, приходится останавливаться и соскребать лёд. Пару раз попав в подобные ловушки, пробуем очередное болото преодолеть без лыж, чтобы не счищать с них подлип. Выигрыш оказыается сомнительным, поскольку без лыж ноги проваливаются в снежно-водяную кашу глубже щиколоток, и наши бахилы, предназначенные для защиты от снега, от неё не спасают. Частично выручают флисовые подбахильники – они задерживают воду в себе и, если их вовремя выжать, ботинки остаются почти сухими.
Понятно, что скорость движения группы в таких условиях стремится к нулю. На наше счастье, после перехода через фарватер снежные болота заканчиваются (или попадаются достаточно редко и нам удаётся их обойти). Снег на водохранилище местами уплотнён ветром в наст с небольшими застругами, а местами превращёны в лёд просочившейся водой, поэтому тропёжка несложная. 10 км водохранилища мы пересекали около 3х часов.
Перейдя водохранилище, обедаем в сосновом лесу на левом берегу.
После обеда выходим в дачный массив Ровжи. Здесь расположена дача одного из наших друзей Коли Бастуна, в которой он любезно предложил нам переночевать. Кроме него, сюда же сегодня вечером приезжают Лена Школьная и Оксана Сидоренко, чтобы вместе с нами пройти заключительную часть маршрута.
20.02. День 9.
Утром выходим из гостеприимной дачи и, прихватив с собой её хозяина, вновь углубляемся в зимний лес. Теперь наш путь лежит вдоль Обводного канала, дренирующего левобережные болота и низины. К нашему удивлению, канал почти не замёрзший, а на узких его участках льда на нём нет вовсе, несмотря на 20-градусные морозы. Кроме того, вода в канале оказывается мутно-жёлтого цвета, хотя летом она в этих местах достаточно прозрачная. Поэтому, несмотря на близость жидкой воды, на обеде и ночлеге продолжаем топить воду из снега.
Дорога вдоль канала прокатана не то джипами, не то квадроциклами, поэтому идти легко. Правда, колеи от колёс слишком узкие, идти по ним неудобно, щёчки креплений цепляются друг за друга, приходится идти посередине, где тропить всё же приходится.
21.02. День 10.
К утру начинается оттепель, днём синоптики обещают дождь. Мы уже прошли около 110 км (при необходимых для единички 100), поэтому принимаем решение закончить маршрут чуть раньше запланированного, в селе Лебедёвка, до которого остаётся около 5 км. Часть ребят торопятся домой и уходят через канал и лес напрямик на дорогу вдоль водохранилища, откуда их должна забрать машина. На прощание фотографируемся максимальным составом группы.
Несмотря на оттепель, лыжи отлично скользят по укатанной джипами дороге. Чем ближе к населёнке, тем сильнее накатывает грусть от окончания похода и необходимости возвращаться в рабочие будни. Спасибо погоде, зимнему лесу и замечательной компании за прекрасно проведенные дни!
Ну да, авось, не в последний раз! 🙂