Киевская областная федерация спортивного туризма
Туристский клуб “Университет”
ОТЧЕТ
о лыжном походе пятой категории сложности
по Кольскому полуострову
(Хибинские тундры, Ловозёрские тундры, Кицкие тундры),
пройденному с 9 по 28 марта 2010 г.
Маршрутная книжка № 03-Л/10.
Руководитель Трылис В. В.
Дом. адрес: г. Киев, ул. Ярмолы 6/8, кв. 90
тел. (044) 2380275, 050-6039549
Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть засчитан руководителю и шести участникам пятой категорией сложности.
Киев 2010
СОДЕРЖАНИЕ
1. Справочные сведения о походе
1.1. Организация, проводящая поход
1.2. Параметры похода
1.3. Район проведения похода
1.4. Нитка маршрута
1.5. Список участников
1.6. Местонахождение отчета
1.7. МКК, рассматривавшая поход
2. Организация похода
2.1. Общая идея похода
2.2. Причины изменения маршрута
3. График движения и техническое описание маршрута
3.1 График движения
3.2. Техническое описание маршрута
4. Результаты похода, выводы, рекомендации
5. Приложения
5.1. Список снаряжения (группового)
5.2. Раскладка продуктов (формат MS Excel)
5.3. Состав аптечки
5.4. Карта маршрута
5.5. GPS-координаты точек, отмеченных на карте маршрута
1. Справочные сведения о походе
1.1. Организация, проводящая поход: поход организован самодеятельной группой туристов г. Киева, г. Тернополя и Киевской области.
Вид туризма – лыжный.
Категория сложности – пятая.
Протяженность активной части маршрута – 323 км.
Количество перевалов, траверсов, вершин – 10, из них:
2-А – 1 (пер. Ферсмана);
1Б – 3 (пер. Петрелиуса Восточный, пер. Рисчорр Северный, траверс Ловозерских тундр от пер. Тавайок до пер. Эльморайок);
1А – 3 (пер. Тавайок Северный, траверс Ловозерских тундр от пер Эльморайок до пер. Куйвчорр, траверс массива г.Нинтпахк – г. Юксвыд);
н/к – 3 (Траверс массива г. Сылтрантеч, г. Волшепахк, г. Куничья Шапка).
Суммарный перепад высот (не менее 100 м, включая подъёмы и спуски) – 10 000 м.
Продолжительность похода – 19 дней, из них – 1 полудневка и 1 днёвка.
Общее ходовое время – 118 часов.
Количество полевых ночлегов – 14, из них в безлесной зоне – 2.
Эквивалентная протяжённость ЭП=451
1.3. Район проведения похода: Кольский п-ов (Мурманская обл.) – территория Российской Федерации.
1.4.1. Заявленный маршрут: Ст. Имандра – пер. Ферсмана (2-А) – р. Малая Белая – пер. Вост. Петрелиуса (1-Б) – База КСС – пер. Сев. Рисчорр (1-Б) – р. Тульйок – оз. Умбозеро – пер. Сев. Тавайок (1-А) – траверс г. Ангвундасчорр (1-Б) – пер. Эльморайок – траверс г. Куйвчорр (1-Б) – оз. Светлое – пос. Ловозеро – р.Вирма – оз. Чудзьявр – траверс г. Нинтпахк – траверс г. Юксвыд – г. Сылтрантеч – г. Волшепахк – г. Куничья шапка – ст. Лопарская
1.4.2. Пройденый маршрут: Ст. Имандра – пер. Ферсмана (2-А) – р. Малая Белая – пер. Вост. Петрелиуса (1-Б) – База КСС – пер. Сев. Рисчорр (1-Б) – р. Тульйок – оз. Умбозеро – пер. Сев. Тавайок (1-А) – траверс г. Ангвундасчорр (1-Б) – пер. Эльморайок – пос. Ревда – пер. Эльморайок – траверс г. Куйвчорр (1-Б) – оз. Светлое – пос. Ловозеро – р.Вирма – оз. Чудзьявр – траверс г. Нинтпахк – траверс г. Юксвыд – г. Сылтрантеч – г. Волшепахк – г. Куничья шапка – пос. Пушной.
№ |
Фамилия, имя, отчество |
Дата рождения |
Место жительства |
1. |
Трылис Владимир Васильевич («Интел») |
1962 |
Г. Киев, ул. Ярмолы 6/8, кв.90 |
2. |
Примачек Павел Владимирович |
1966 |
Киев, ул. Родимцева 11, кв. 134, 259-84-51, |
3. |
Баканов Алексей |
1984 |
Киев, ул. Харьковское шоссе 180/21 кв.103, 0975307417 |
4. |
Горон Владимир Ярославович («Борман») |
1981 |
г.Тернополь, ул.Симоненка 4/191, |
5. |
Иванина Любовь Викторовна |
1978 |
Киевская обл., г. Боярка, ул. Высоковольтная, 76, кв.11 |
6. |
Колосова Юлия Александровна |
1980 |
Г. Киев, ул. Кибальчича 3-б, кв. 211 |
7. |
Балясный Михаил Григорьевич |
1983 |
г. Киев, ул. Гарматная 40, кв.68 |
1.6. Местонахождение отчета: отчет в графическом виде находится в библиотеке Центральной маршрутно-квалификационной комиссии Федерации спортивного туризма Украины (ЦМКК ФСТУ), в электронном виде – на сайте http://www.tourclub.kiev.ua/ .
1.7. МКК, рассматривавшая поход. Заявочные документы предварительно рассмотрены маршрутно-квалификационной комиссией Киевской областной федерацией спортивного туризма, затем ЦМКК ФСТУ, выдана маршрутная книжка № 03-Л/10 от 04.02.2010. Отчет о пройденном походе рассматривался в тех же МКК, руководителю и участникам выданы справки в количестве 7 шт.
2. Организация похода
Кольский полуостров – идеальное место для лыжных походов: удобная транспортная инфраструктура, разнообразный рельеф с преобладанием «мягкого» среднегорья, комфортные климатические условия делают полуостров Меккой туристов-лыжников. Наиболее посещаемые районы – Хибинские и Ловозёрские тундры, высочайшие горные массивы Кольского полуострова с высотами более 1100 м. Популярность Хибин и Ловозёр объясняется их близостью к транспортным магистралям и населённым пунктам, за сезон их посещают десятки (если не сотни) туристских групп. Лучшим сезоном для лыжных походов здесь считается март, когда зимние морозы ослабевают, заполярный световой день становится достаточно длинным, а оттепели и массовый сход лавин ещё не начались.
Идея похода заключалась в том, чтобы в одной нитке маршрута охватить максимально различные, как в техническом, так и в геолого-географическом плане районы, сделав её насыщенной и разнообразной. Таким образом, маршрут включил в себя:
– наиболее технически сложные перевалы Хибин, преодолеваемые с помощью кошек, верёвочных перил, скальных крючьев и т.п. (6 дней),
– протяжённый траверс массива Ловозёрских тундр на высотах около 1 км. (4 дня),
– участок лесотундры с тяжёлой тропёжкой на подходе к Кицким тундрам (3 дня),
– ряд траверсов безлесных горных массивов с высотами 500-600 м. в малопосещаемых Кицких тундрах (4 дня).
Маршрут начинается с технически сложной и высокогорной части, прохождение которой в неблагоприятных погодных условиях может оказаться невозможным, что потребует отсидки. Во второй части маршрута движение возможно практически в любую погоду (траверс безлесных участков можно заменить обходом их по лесотундровой зоне). За счёт этого был снижен риск непрохождения маршрута из-за непогоды (высокий при прохождении маршрута в обратном направлении, с севера на юг). Нитка маршрута прокладывалась так, чтобы максимально избежать потенциально лавиноопасных участков, в основном по гребням хребтов и отрогов.
Маршрут начинается и заканчивается на железной дороге Петрозаводск-Мурманск, что очень облегчает подъезд и отъезд. Примерно посередине маршрут предполагает заход в населённый пункт – с. Ловозеро (днёвка), где можно докупить продукты и познакомиться с культурой и бытом народа саамов (лопарей).
2.2. Причины изменения маршрута
В маршрут во время похода внесены незначительные изменения в таких местах:
1. Днёвка на базе КСС «Куэльпорр», запланированная больше для компенсации возможной непогоды, чем для отдыха (5-й день маршрута) была отменена, поскольку группа была в отличном физическом и психологическом состоянии, и хотелось использовать период отличной погоды для дальнейшего движения по маршруту.
2. Траверс Ловозёрских тундр был прерван из-за сильной пурги, которая накрыла нас 16 марта на склонах г. Ангвундасчорр. Переночевав на гребне, мы в условиях пурги вынуждены были с перевала Эльморайок спуститься на рудник Карнасурт (и дальше в пос. Ревда), где пережидали непогоду остаток дня 17 и 18 марта. Таким образом, мы израсходовали день, сэкономленный на Куэльпорре, а также перенесли днёвку, запланированную на 20 марта, на два дня раньше.
3. В последний день маршрута, двигаясь по безлесному плато массива г. Кицкая, мы наткнулись на свежую буранку, уходящую на запад. Поскольку впереди нас ожидало около 20 км тяжёлой тропёжки по лесотундре, мы предпочли двигаться по буранке, в надежде, что она выведет нас к ст. Лопарская. Однако, буранка ушла южнее и вывела нас на шоссе Оленегорск-Мурманск в районе пос. Пушной, что привело к сокращению маршрута на 9 км.
3. График движения и техническое описание маршрута
Дата |
День похода |
№ участка дневного перехода |
Участок пути(от – до), |
Расст. (км) |
Чистое ходовое время (ч.мин.) |
Характер пути, природные препятствия, их категорийность, опасные участки |
погодные условия |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
9,03 |
1 |
1,01 |
ст.Имандра р.Гольцовка. До границы лесной зоны |
15 |
4,2 |
буранка, затем лыжня по правому берегу р. Гольцовка. Без лыжни – очень глубокая тропёжка (ГТЛ до 40 см) |
ясно, мороз |
сухих дров практически нет. |
10,03 |
2 |
2,01 |
вышли из зоны леса |
2 |
0,4 |
не глубокая трапежка, кустарник |
ясно, мороз |
|
2,02 |
последний цирк перевала |
2 |
1,2 |
подъем по снежно-фирновому склону |
небольшой снег, видемость средняя |
высота 710м, до перевала Ферсмана 2.5км по прямой | ||
2,03 |
от начало цирка до перевального взлета |
4 |
1 |
движение по цирку, фирн, наст |
ясно, мороз |
ночевка под перевальным взлетом, провесили три веревки, подняли часть вещей | ||
11,03 |
3 |
3,01 |
пер.Ферсмана 2А |
2 |
2 |
перевал 2А, снежно-скально-ледовый склон, повесили три веревки, движение в кошках |
ветер, переменная облачность |
движение замедлено, перед нами двигалась группа из Беларусии, 3 человека. |
3,02 |
спуск с перевала в долину реки Малая Белая |
6 |
3 |
на спуске хороший снег до зоны леса, потом начинаеться тропежка, выходим на лыжный “автобан” |
ясно, мороз |
| ||
3,03 |
по долине реки, до границы леса |
5 |
2 |
хорошая лыжня |
-20 | |||
12,03 |
4 |
4,01 |
от границы леса, до пер. Петрелиуса 1Б Восточный |
8 |
3,2 |
лыжня, потом неглубокая тропежка, перевалный взлет снег глубокий сверху снежный карниз |
ясно, мороз |
перевальный взлет лаввинно опасен, при определенных условиях необходимо провешивание перилл |
|
4,02 |
база спасателей куэльпор |
12 |
3,5 |
на спуске однородный снег, потом буранка, лыжня и снова буранка |
хороший спуск | ||
13,03 |
5 |
5,01 |
пер.Рисчер Сев. |
6 |
2,5 |
буранка, лыжня |
ясно, мороз |
|
5,02 |
цирк перевала |
2 |
0,3 |
крутой спуск |
крутой фирновый спук | |||
5,03 |
до границы леса лесная зона |
13 |
3 |
полгий снежный склон, временами наледи |
-30 | |||
14,03 |
6 |
6,01 |
р. Каскаснюнйок – р. Тульйок правительственная база, оз.Умбозеро, залив Тульилухт |
19 |
5 |
лес, буранка |
ясно, мороз |
|
15,03 |
7 |
7,01 |
оз.Умбозеро остатки Ж/Д (насыпь) |
11 |
3 |
на озере наст, в лесу тропежка |
ясно, мороз, ветер |
|
7,02 |
долина реки Тавайок |
5 |
3,2 |
лес, тропежка |
| |||
16,03 |
8 |
8,01 |
по долине реки, до пер.Тавайок 1А |
5 |
2,5 |
подъем по долине, крутой перевальный взлет |
сильный ветер |
|
8,02 |
траверс Ловозерских тундр,г. Сенгисчорр – г. Ангвундасчорр, 1116 м – г. Кедиквирпахк |
13 |
4,5 |
жесткий наст |
сильный ветер, пурга |
| ||
17,03 |
9 |
9,09 |
траверс Ловозерських тундр – пер. Эльмарайок 1А |
4 |
2 |
наст |
сильный ветер пурга |
фирновый спуск, видимость плохая, сильный ветер снег |
9,02 |
рудник «Карнасурт» |
5 |
1,5 |
наст, чередующийся с рыхлым снегом |
ветре, снег | |||
18,03 |
10 |
|
рудник «Карнасурт» город Ревда |
|
|
|
снег ветер |
|
|
Ревда, Ловозеры |
|
|
|
погода улучшается |
Тундры не видно затянуты тучами | ||
19,03 |
11 |
11,01 |
рудник “Карнасурт” пер.Эльмарайок1А г. Куйвчорр |
12 |
3,5 |
хороший фирн |
ясно, тепло, безветренно |
погода идеальная |
11,02 |
спуск в лесную зону, р.Светлая оз.Светлое |
15 |
3 |
спуск, в лесной зоне глубокий снег | ||||
20,03 |
12 |
12,01 |
оз.Светлое р.Сергевань с.Ловозеры |
17 |
4 |
буранка |
облачность, ветер, небольшой снег |
|
21,03 |
13 |
13,01 |
с.Ловозеры р.Вирма |
23 |
10 |
буранка, глубокая тропежка |
облачность, ветер |
тяжелая тропежка |
22,03 |
14 |
14,01 |
ур.Вирма, ур.Кулимгуба |
21 |
10 |
глубокая тропежка |
ясно мороз, к вечеру облачность ветер снег |
тяжелая тропежка |
23,03 |
15 |
15,01 |
ур.Кулимгуба – оз.Чудзьявр |
6 |
2 |
буранка, ветровой наст |
утром, -8 оттепель, облачность ветер снег, вечером проясняется |
|
15,02 |
Оз. Чудзьявр – р. Пятнйок |
3 |
2 |
глубокий снег, под снегом местами вода | ||||
15,03 |
р. Пятнйок – оз Пятнявр |
3 |
2 |
Подъём по правому берегу ручья, глубокая тропёжка, на ручье промоины | ||||
15,04 |
0з. Пятнявр – устье северного притока |
5 |
2 |
тропежка, на озерах встречается подснежая вода | ||||
24,03 |
16 |
16,01 |
Траверс г. Нинтпахк |
12 |
5 |
в зоне леса тропежка, выше зоны леса хороший фирн |
ясно, мороз |
траверсируем тундры, виды завораживают |
16,02 |
оз.Пятнявр, траверс Кицких тундр |
9 |
5 |
Между массивами г. Нинтпахк, г. 507 м. и г. Юксвыд – глубокие седловины каньонного типа с тяжёлой тропёжкой. | ||||
25,03 |
17 |
17,01 |
траверс Кицких тундр, г.Сылтрантеч |
19 |
8 |
снежно-фирновые склоны |
ясно мороз |
по тундрам идется легко |
26,03 |
18 |
18,01 |
г.Волшепахк – верховья р. Малая Кица |
11 |
4 |
|
|
|
18,02 |
г Куничья-Шпака, р.Махкйок |
11 |
4 |
снежно-фирновые склоны |
ветер, переменная облачность |
| ||
27,03 |
19 |
19,01 |
р.Махкйок, с.Пушной |
17 |
6 |
буранка |
ясно, тепло, безветренно |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.2. Техническое описание маршрута
9.03.10. День 1. ст.Имандра – р.Гольцовка, около 15 км.
В 7.20 выгружаемся из поезда на станции Имандра (фото 1). Сразу становимся на лыжи и уходим в лес. От станции разбегается множество просек и тропинок – идём по сравнительно свежей буранке примерно в нужную сторону (снег глубокий и без буранки требуется тяжёлая тропёжка. Однако, буранка постепенно отклоняется к югу и выводит нас на железнодорожный мост через р. Гольцовка. Дальше приходится самостоятельно тропить вверх по реке. У Паши рождается экспромт: «Река Гольцовка – кому начало, кому концовка». Через километр на правом берегу видим домик, с облупленной штукатуркой и стеклопакетами в окнах (VDKCH – здесь и далее см. таблицу GPS-координат), возле него обнаруживается лыжня, которая вскоре выводит нас на тропу, идущую по правому берегу. Ещё через 2 перехода находим место стоянки какой-то группы и устраиваем обеденный привал. С дровами здесь туго – ходит слишком много туристов. Прямо в лесу попадается ненавязчивая реклама (фото 2). Верхняя граница леса уже недалеко, а ночевать хочется на дровах и под защитой леса, поэтому, пока остальные готовят обед, иду искать сухостоину для ночлега. Хвойной сухостоины так и не нахожу, зато много сухих веток в берёзовом криволесье. Как выяснилось впоследствии, они почти не горят, даже на сетке, поэтому впредь мы берёзовое криволесье в качестве источника дров не рассматривали.
Фото 1. Станция Имандра
После обеда один переход до ночлега (BAZA1). Не хочется вылезать из-под защиты леса (хоть и реденького), к тому же первый полевой ночлег самый хлопотный – пока бивачные работы не станут привычными.
Фото 2. Местная реклама
10.03.10. День 2. р.Гольцовка – пер.Ферсмана, 2А, 8 км.
Подъём в 5.00, выход в 7.20. Лыжня вскоре уходит налево, на перевал Северный Чоргорр, но выше границы леса снег уже укатан ветрами, поэтому тропёжка облегчается, а затем и вовсе сходит на нет. До нашего приезда в здешних местах не было ни одной оттепели, поэтому снег рыхлый и тяжёлая тропёжка в лесной зоне предстоит нам в течение всего маршрута. При этом лыжи начинают проваливаться уже на верхней границе берёзового редколесья, в зоне первых редких кустиков. К 11.00 выходим в перевальный цирк перевала Ферсмана (фото 3).
Фото 3. Верховья ручья Меридианальный
Переменная облачность, перевал временами показывается в разрывах облаков (при этом позади, над озером Имандра – ни облачка). Можно бы успеть взять перевал сегодня, но это опережение графика, да и группа ещё не акклиматизирована, рюкзаки тяжёлые, полностью выкладываться рискованно. Правда, неизвестно, не ухудшится ли завтра погода – узел перевала Ферсмана самое штормовое место на все Хибины. Становимся лагерем (фото 4).
Фото 4. Лагерь под пер. Ферсмана
Миша, Лёша и Борман идут провешивать перильные верёвки, остальные готовят обед и строят защитную стенку вокруг палатки.
Снизу подходит группа из трёх белорусов, тоже желающих пройти Ферсмана. Опыта у них для этого явно недостаточно, зато есть верёвка, что, в результате, позволяет нам провесить перила от начала скального взлёта до перевальной седловины (фото 5).
Фото 5. Перевал Ферсмана
Первую верёвку вешаем от нижнего края скал (здесь есть небольшая снежная полка, достаточная для размещения всей группы) до наклонной полки посередине перевального взлёта (здесь висит чья-то спусковая петля, усиленная крюком). Вторая верёвка – вправо вверх по наклонной полке до начала снежного взлёта, третья влево вверх по снегу до перевальной седловины (крепится на огромном валуне). Самый сложный участок – нижняя верёвка (фото 6). Сильные ветры сдули снег, и на ключевом участке скалы покрыты тонкой коркой натечного льда – кошки держат плохо.
Фото 6. Первая верёвка
Техническая группа спускается вниз к 15.00. Обедаем, отдыхаем и принимаем решение занести на перевал заброску – лыжи, санки и продукты. Решение оказалось удачным, поскольку с лёгким грузом подъём значительно проще, а назавтра, с более тяжёлыми рюкзаками, по знакомому пути двигаться несложно. Правда, после заброски спускаемся в лагерь уже в полной темноте, красиво подсвечивая перевальный взлёт фонариками и отрабатывая взаимодействие группы в условиях ограниченной видимости.
11.03.10. День 3. пер. Ферсмана, 2А – р.Малая Белая, 13 км.
Подъём в 6, выход в 9.00. Ждём белорусов – по вчерашней договорённости они должны идти по перилам первыми. За полчаса поднимаемся под начало скального пояса и опять долго ждём пока белорусская девушка с трудом проходит сложный участок – её рюкзак приходится вытягивать Баканову. В 12.30 мы уже на перевале (фото 7).
Фото 7. Группа на перевале Ферсмана
Ветер крепчает, лохмотья облаков ограничивают видимость. Прямо вниз с перевала ведёт довольно крутой кулуар, забитый рыхлым снегом, который может быть лавиноопасным. Уходим наискось влево вниз, траверсируя склон под небольшими выходами скал (фото 8).
Фото 8. Начало спуска с пер. Ферсмана
На выполаживании надеваем лыжи. Дальше вниз по пушистому снежку, лыжи скользят отлично. По мере спуска уклон долины уменьшается, первому приходится тропить, остальные катятся по лыжне. С появлением берёзового криволесья тропёжка становится тяжёлой, ровных мест мало, дров нет совсем. Спускаемся до слияния с рекой Малая Белая, по ней идёт мощная свежая лыжня, по лыжне начинаем подниматься вверх и становимся на обед в 16.00 возле хорошей сухостоины. После обеда нагружаем саночки отличными дровами и по лыжне поднимаемся к границе леса, где дров опять нет, но нам это уже не страшно (фото 9). На ночлег становимся в 18.00 (BAZA3).
Фото 9. Вверх по Малой Белой
12.03.10. День 4. р. Малая Белая – пер. Петрелиуса Восточный 1Б – р. Петрелиуса – база «Куэльпорр», 20 км.
Утром отличная погода, -25°С, первые лучи солнца на вершинах окрестных гор. Поднимаемся по лыжне, затем она уходит на перевал Рамзая, но здесь ущелье уже полностью безлесное и тропёжки практически нет (фото 10).
Фото 10. Верховья Малой Белой
На перевальном взлёте снег опять становится достаточно рыхлым, здесь может быть лавиноопасно, но сейчас рыхлого снега немного и тенденции к соскальзыванию он не имеет (фото 11). Однако в верхней части взлёта Баканов с Балясным, идя пробивать карниз, цепляют лавинные ленточки (фото 12, 12а). Карниз оказывается несложным, в нём есть разрывы, через один из них мы и поднимаемся на перевальную седловину (фото 13). Время 12.30. Погода отличная, ветра практически нет, обедаем здесь на примусах.
Фото 11
Фото 12. Выход на седловину перевала Петрелиуса Восточный
Фото 12а
Фото 13. Группа на пер. Петрелиуса Восточный
Спуск с перевала на лыжах, очень приятный, красивыми длинными серпантинами, до слияния с левым истоком (фото 14). Почти под перевал поднимается буранка – видимо, с базы возили сюда лыжников.
Фото 14. Пер. Петрелиуса Восточный с севера
От слияния движемся по буранке до базы Куэльпорр. На базе построена новая гостиница в евростиле, а также ещё сохранились приюты для туристов (несколько домиков по 2-3 комнаты) с печами и нарами (фото 15, 15а). Узнаём от спасателей про трагедию в Ловозёрских тундрах – 9 марта в лавине погибло четверо белорусов. Ночуем в одном из приютов (фото 16), принимаем баньку с купанием в проруби.
Фото 15. База Куэльпорр
Фото 15а. На базе Куэльпорр
Фото 16
13.03.10. День 5. база «Куэльпорр» – пер. Рисчорр Северный, 1А – р. Каскаснюнйок, 21 км
По плану сегодня должна была быть днёвка, но она планировалась скорее в расчёте на плохую погоду под пер. Ферсмана чем на реальную необходимость. Физическое состояние группы отличное, погода чудесная, поэтому, вместо отдыха, решаем двигаться дальше, используя окно хорошей погоды (как выяснилось впоследствии, очень правильное решение). Поднимаемся по хорошо укатанной буранке – на перевал (и на склоны г. Касканючорр) часто поднимают скитурщиков (фото 17).
Фото 17. Подъём на Северный Рисчорр
На перевале скальный каньон «Ущелье ведьм» – аэродинамическая труба, крест-накрест перекрытая конусами лавинных выносов с окружающих склонов (фото 18). Но сейчас снег плотный, обстановка не лавиноопасная. С перевальной седловины открывается отличный вид на Умбозеро и Ловозёрские тундры (фото 19, 20). Всё кажется очень близким, хотя в условиях тяжёлой тропёжки путь отсюда до Умбозера может занять 2-3 дня.
Фото 18. В Ущелье ведьм
Фото 19. на перевале Рисчорр Северный
Фото 20. Вид с пер. Рисчорр северный
Спуск с перевала по достаточно крутому кулуару все участники кроме Горона проходили без лыж в кошках. В других условиях этот склон может быть лавиноопасным (фото 21). Спустившись с перевального взлёта, уходим налево (на северо-восток) на гребень отрога. Здесь видны остатки грейдерной дороги со старой буранкой (фото 22). По гребню спускаться легко и приятно, хотя порой встречаются участки жёсткого обледеневшего наста.
Фото 21. Северный Рисчорр с востока
Фото 22. Спуск с Северного Рисчорра.JPG
Постепенно полузаметённая буранка уводит нас с гребня отрога на север и спускается в долину северного истока Каскаснюнйока, где мы выходим на свежую укатанную буранку, идущую с перевала Ловозёрский. Этот путь спуска (да и подъёма) легче и логичнее пути по ущелью прямо вниз с перевала – в ущелье каньон с надувами, карнизами и тяжёлой тропёжкой (по словам встречной группы, поднимавшейся на перевал нам навстречу). Через 2 перехода добегаем по буранке до места слияния двух главных истоков Каскаснюнйока – здесь уже достаточно много хорошего сухостоя – и останавливаемся на ночлег. Ночью температура падает до -30.
День 6. 14.03.10. р.Каскаснюнйок – р.Тульйок – изба на берегу Умбоозера. 19 км.
Выходим в 9.20. Движемся всё время по накатанной буранке. Дважды нас обгоняют группы мощных импортных снегоходов (фото 23). К 14.00 доходим до фешенебельной базы на берегу Умбозера правее устья Тульйока (BAZA6). Туристов сюда на ночлег не пускают, но мы налаживаем дружеские отношения с охранниками (строителями?) базы и они показывают нам хитро замаскированную рыбачью/охотничью избушку неподалёку, и даже подвозят нас туда на своих снегоходах.
Фото 23. Снегоходы на Каскаснюнйоке
По просьбе этих охранников, координаты избушки я сюда не выкладываю, но готов сообщить их спортивным туристским группам в обмен на ксерокс маршрутки (страницы с маршрутом и с печатью МКК). Пишите на trylis@rambler.ru. Избушка двухкомнатная – небольшая прихожая, где можно разместить рюкзаки, и комната с нарами, на которые мы с трудом втиснулись всемером (фото 24). Рядом – еловый сухостой в избытке. Печка очень жаркая. Ночью температура снова падает до -30, но мы страдаем в избушке от жары.
Фото 24. Изба на Умбозере
День 7. 15.03.10. оз.Умбоозеро – мыс Тулинярк – р.Тавайок. 16 км
С утра выходим на лёд озера и движемся в направлении мыса Тулинярк в надежде пересечь буранку или лыжню, идущую на Тавайок. От устья Тульйока буранки разбегаются веером, поэтому выбор непрост. Неподалёку от мыса выходим на буранку, идущую вроде в нужном направлении, но вскоре она забирает к северу (видимо, на Ревду), а от неё в сторону устья Тавайока отделяется полузаметённая лыжня. Снежный покров на озере благоприятен для нас – ни глубокого рыхлого снега, ни голого льда, остатки лыжни видны, двигаться легко. По озеру тянет морозный ветерок, поэтому идём в масках, на привале засиживаться не хочется. Озеро пересекаем за два перехода. В лесу снег очень глубокий, лыжня становится заметной и сильно облегчает нам тропёжку. Судя по всему, последний раз по ней двигались 4-5 дней назад. Место входа лыжни в лес – точка 007. За переход выходим на узкоколейку к мосту через Тавайок. Отсюда лыжня ведёт нас вверх прямо по руслу реки. Ровных мест, сухостоин и промоин здесь крайне мало, поэтому удобное место даже для обеда найти непросто, не говоря уже про ночлег. Ближе к верхней границе леса ущелье реки слегка расширяется, ровных мест становится больше. Становимся на ночлег возле подходящей сухостоины, но полыньи с водой поблизости не находим (BAZA7).
День 8. 16.03.10. р.Тавайок – пер.Тавайок 1А – траверс Ловозёрских тундр (г.Сенгисчорр – г.Ангвундасчорр – г.Кедыквирпахк). 18 км
Выше места ночлега долина расширяется, постепенно становясь безлесной (фото 25). Перевальный взлёт достаточно крут – переходим с лыж на кошки. Перевальная седловина представляет собой широкое фирновое плато (фото 26). Ветер постепенно усиливается, на гребнях скал повисают снежные флаги, но видимость пока хорошая.
Фото 25. Верховья р. Тавайок
Фото 26. На перевале Тавайок Северный
Поворачиваем на северо-северо-запад, поднимаясь с седловины перевала на вершину Сенгисчорр. Склоны пологие, снова становимся на лыжи, некоторые идут даже без тормозилок. Отсюда открываются прекрасные виды на котловину Сейдозера – священное место народа саамов (они же лопари) (фото 27). Видимо, древним духам этого места не по вкусу наше появление – ветер усиливается, позёмка сливается в сплошной поток, озеро скрывается в мутной пелене. Обедаем на гребне, выстроив для примусов защитную стенку (фото 28).
Фото 27. Сейдозеро со склонов Сенгисчорра
Фото 28. Обед на гребне Ловозёрских тундр
За время обеда позёмка перерастает в настоящую пургу, видимость уменьшается до нескольких десятков метров, дальше движемся, ориентируясь по GPS. Благо, в него загружена 500-метровка Ловозёрских тундр и ориентироваться несложно. Но скорость движения сильно падает – на спусках, вместо того, чтобы красиво скатиться на лыжах по пологим склонам, приходится двигаться мелкими шажками в белой несущейся мгле, боясь потерять друг друга из виду. Передвигаемся по принципу «двое сзади» – каждый должен постоянно видеть сзади не меньше двух участников. Если виден только один – надо сразу останавливаться. Вскоре становится очевидно, что на перевал Эльморайок мы сегодня спуститься не успеем, надо ночевать на гребне. Найти в пурге ровное место крайне сложно – вокруг ничего не видно, надежда только на GPS. На перевальных седловинах и вершинных плато ветер усиливается настолько, что сбивает с ног. Пытаемся найти пологий участок хоть чуть-чуть прикрытый от ветра одной из каменных гряд, которых здесь множество. Наконец, находим, ровняем площадку, строим защитную стенку. Фирн здесь не самый удачный для строительства, но выбирать уже не приходится.
День 9. 17.03.10. Траверс Ловозерских тундр – пер.Эльморайок – рудник «Карнасурт». 9 км.
Ночью пурга постепенно усиливается, достигая к утру своего максимума. Теперь место нашего лагеря совсем не кажется защищённым от ветра. Одна из лыж, на которых растянута палатка, ломается пополам (несмотря на полутораметровую защитную стенку). Становится понятно, что пересиживать пургу здесь рискованно, принимаем решение спускаться на перевал и дальше на рудник Карнасурт под перевалом Эльморайок. Видимость 20 м., ветер сбивает с ног. Двигаться на лыжах по ледяному насту сложно. У Баканова вниз по склону уезжают саночки (благо, перевернувшись на камне, застряют в снежном надуве), у Балясного на привале ветер сдувает со склона рюкзак и катит вниз (к счастью, рюкзак застряёт в камнях ещё в пределах видимости, но коврик, привязанный снаружи, отрывается и уносится в неизвестность). Переходим с лыж на кошки – так медленнее, но надёжнее. Постепенно все приноравливаются к пурге, ситуация из экстремальной превращается в рабочую. По достаточно пологим склонам спускаемся на перевал Эльморайок – ах, как замечательно здесь можно было бы прокатиться на лыжах при лучшей видимости! Последний участок спуска на перевальное плато достаточно крутой, здесь накопился толстый слой переметённого пургой снега и приходится быть очень осторожными, так как даже простой оползень может быть чреват тяжёлыми последствиями (именно таким образом неделю назад неподалёку отсюда погибли четверо белорусов). На спуске с перевала видимость улучшается – это нижняя граница облаков, в которых бушует пурга. Склон достаточно пологий, движемся на лыжах по полузаметённой буранке, местами приходится тропить лыжню через надувы рыхлого снега. Ветер ослабевает, пурга превращается в обычный снегопад. Впереди показываются силуэты построек рудника. В админкорпусе выясняем, что это режимный закрытый объект, ночевать здесь негде, но зато круглосуточно ежечасно ходит бесплатный рабочий автобус в Ревду (полчаса езды) и работает круглосуточная столовка, где охотно кормят туристов (они платят живые деньги, а большинство рабочих питается по карточкам). Столовка, конечно, главная здешняя туристская достопримечательность – вкусно (ещё бы, на 9-й день маршрута!), недорого (за 100-150 р. – аналог 5 USD – можно наесться от пуза), тепло и уютно. Налаживаем дружеские отношения со столовскими тётушками и они (в лице заведующей тёти Кати) разрешают нам ночевать в вестибюле столовой на полу. Ну чем не мечта туриста – в пургу ночевать в тепле круглосуточно работающей столовки!
Поскольку время ещё не позднее, оставляем Пашу Примачека чинить сломанную лыжу, а сами отправляемся в Ревду – на разведку, по магазинам, а также зарегистрироваться в иммигрантской службе. Разведка прошла успешно, мы даже нашли возможность незадорого снять однокомнатную квартиру с газовой плитой и горячей водой. Но пользоваться этой возможностью не спешим – в случае хорошей погоды нам завтра вновь подниматься на Эльморайок и продолжать траверс Ловозёрских тундр.
День 10. 18.03.10. Днёвка в пос. Ревда.
С утра погода нас не радует – горы скрыты покрывалом пурги, внизу идёт снег. Придется делать днёвку. По графику днёвка у нас послезавтра, переносим её на сегодня. Чтобы не перенапрягать столовских тётушек с режимного объекта, переезжаем в Ревду и поселяемся в присмотренной вчера квартире за 800 р. В магазинах есть всё необходимое, есть даже два магазина спорттоваров, где можно купить кой-какое туристское снаряжение. Есть карематы (дорогие, не ижевские), рюкзаки, пластиковые саночки (широкие, с ними здесь ходят на рыбалку) и т.п. Основное содержание дня – экскурсия в посёлок Ловозеро для знакомства с культурой саамов. Автобусики ходят довольно часто (Оленегорск-Ревда-Ловозеро) и стоят недорого (38 р.). В Ловозере есть саамский культурный центр, построенный в виде стилизованного саамского чума-куваксы. Там тоже есть небольшая экспозиция, но в основном центр занимается организацией культурно-этнографических мероприятий: фестивалей, конкурсов и т.п. Также есть местный краеведческий музей с неплохой экспозицией (сделанной, кстати, украинскими мастерами), вот в него мы и пошли. В начале экспозиции расположен здоровенный священный камень саамов, весь покрытый наскальными рисунками. В основном изображены люди, олени и шаманы – все они находятся в близком родстве друг с другом. Мы проявили уважение к камню, простояв возле него довольно долго под несколько пресноватый рассказ экскурсовода. Поклонение саамской святыне не пропало зря – на следующий день духи Сейдозера открыли для нас горы (ровно на один день).
День 11. 19.03.10. Рудник Карнасурт – пер. Эльморайок – г. Карнасурта – г. Куйвчорр – р. Светлая. 27 км.
Собственно, горы начали открываться ещё вчера, поэтому к утру мы были уже готовы. Затемно вскочили в автобус до рудника, и снова в горы – через перевал Эльморайок на г. Карнасурта и дальше до г. Куйвчорр (фото 29, 30). Контраст с позавчерашним днём разительный – на небе ни облачка, в воздухе ни ветерка, ласковый морозец, видимость миллион на миллион. Эх, так бы всегда!
Фото 29. Подъём на пер. Эльморайок
Фото 30. Траверс Ловозёрских тундр
Обедаем у триангулятора вершины Куйвчорр – ровное плато, покрытое снежными застругами от вчерашней пурги. Ослепительное солнце, ветра нет совсем. Во время обеденного привала устраиваем учебно-тренировочное построение иглу. В результате, за 2 часа 5 человек строят вполне пристойное 3х-местное иглу (фото 31).
Фото 31. Иглу на г. Куйвчорр
После обеда по длинному достаточно пологому отрогу с седловины между вершинами Куйвчорр и Куамдеспахк спускаемся на северо-восток в долину р. Светлая. Спуск приятный, лишь в самом конце, в зоне берёзового редколесья крутые участки склонов с глубоким снегом несколько усложняют движение. На ночлег становимся в идеальном месте – ровная полянка на берегу реки с промоиной и сухостоиной, защищённая от ветра высокими елями (BAZA11).
День 12. 20.03.10. Р. Светлая – оз. Светлое – пос. Ловозеро. 12 км.
Наутро стало понятно, что благосклонность сейдозёрских духов закончилась – горы затягивает дымка позёмки, внизу идёт снежок. Когда переходим через озеро Светлое, нас достаёт крыло пурги, залепляя глаза снежным вихрем. Но здесь, внизу, ниже уровня облаков, видимость остаётся нормальной, поэтому особых проблем не возникает. При этом пурга закрыла только горы – впереди над Ловозером виднеется синее небо и светит солнце. На оз. Светлом выходим на буранку и дальше движемся по ней, по правым склонам распадка ручья, текущего из озера в р. Сергевань (точки 009, 010, 011). До посёлка Ловозеро доходим за 5 переходов. Здесь обедаем, дозакупаемся и решаем не уходить в тайгу, а переночевать в посёлке, в последний раз в тепле, для чего опять снимаем квартиру за 900 р.
День 13. 21.03.10. пос. Ловозеро – р. Вирма. 23 км.
Выходя из Ловозера (фото 32), не сразу находим правильную буранку, идущую вверх по р. Вирма – буранок очень много, разной давности. У одной из них, в 2-х км от посёлка стоит саамский чум-кувакса (фото 33). Видимо, местные жители используют его для пикников на природе – рядом мангал, поленница дров, внутри куваксы очаг, окружённый оленьими шкурами.
Фото 32. Выход из Ловозера
Фото 33. Возле саамской куваксы
К северо-западу от посёлка, между дорогой на Оленегорск и рекой, расположена какая-то воинская часть, огороженная колючкой. На правильную буранку мы выходим лишь перебравшись около воинской части через реку, на её левом берегу. К сожалению, буранка достаточно старая – в лесу её видно, а на открытых пространствах болот она полностью исчезает. Главное развлечение этого (и следующего) дня – нащупывание впереди идущим заметённой снегом буранки по глубине проваливания лыжи (фото 34). Это получается не всегда, и тогда скорость тропёжки (особенно в лесу) падает до 1 км/час, поскольку снег очень глубокий и рыхлый. Ситуация осложняется тем, что в толще снега, на глубине около 30 см, присутствует уплотнённый слой (след зимней оттепели?), который иногда проламывается не под первым из идущих (или вторым, который с рюкзаком), а под любым, вплоть до последнего. После чего бедняга проваливается выше колена и несколько шагов безуспешно пытается выбраться обратно на этот псевдонаст, который обламывается, как тонкий лёд при попытке выбраться на него из полыньи. Такая тропёжка резко увеличивает как физическую, так и психологическую нагрузку – каждый шаг приходится делать осторожно, ежесекундно ожидая «проваливания». В результате, желание двигаться по буранке увело нас несколько в сторону от реки (точка 013) и нам пришлось возвращаться на реку, срезая угол по бездорожью. Таким образом, мы за этот день двигались больше 10 часов, так немного и не дойдя до запланированной точки.
Фото 34. По лесотундре
День 14. 22.03.10. р. Вирма – р. Концречка – залив Кулимгуба. 21 км.
Второй день движения по лесотундре был не легче первого. Ориентироваться в здешних местах достаточно сложно – болота, сопки, надёжных ориентиров нет, русла рек на местности почти не читаются. Однако, при наличии GPS задача значительно упрощается.
На Кулимгубе мы рассчитывали найти избу или что-нибудь подобное. Однако обнаружили лишь огромное количество лодочных ангаров-эллингов (фото 35), некоторые из которых достаточно велики и оборудованы печами (судя по торчащим трубам), но все закрыты на замки, взламывать которые у нас потребности не было. Судя по следам снегоходов, это место часто посещается людьми (мы обнаружили сегодняшние следы), но во время нашего пребывания здесь мы никого не видели. В результате, заночевали на лесистом островке напротив ангаров, на правом берегу ручья Половинный, впадающего в Кулимгубу (BAZA14).
Фото 35. На Кулимгубе
День 15. 23.03.10. Залив Кулимгуба – оз. Пятнявр. 17 км.
Выходим на озеро Чудзьявр по одной из буранок, веером разбегающихся из Кулимгубы – видимо, рыбацких. Впрочем, достаточно скоро буранка теряется на обширных озёрных пространствах, но снег здесь изрядно укатан ветрами и тропёжка заметных проблем не представляет. Берега озера сильно изрезаны, лёгкая позёмка скрывает их очертания, поэтому движемся в основном по GPS.Узкий залив, в который впадает ручей Пятнйок, вытекающий из оз. Пятнявр, защищён от ветров прибрежными лесистыми холмами, поэтому снег здесь рыхлый и тропёжка возобновляется во всей своей красе (ГТЛ до 40 см). Местами под толстым слоем снега притаились «снежные болота» – поверх озёрного льда выступает вода, пропитывающая нижний слой снега. Попадание в такое болото на 20-градусном морозе чревато тяжелейшим подлипом, не минующим даже пластиеовые лыжи. Остановки для очистки лыж снижают скорость группы до катастрофически низкой, поэтому после парочки неудачных попыток начинаем двигаться не по ровному льду озера, а по его береговой кромке. Это значительно удлинняет путь, кроме того, снег здесь значительно глубже, чем на льду, но так всё равно получается быстрее, чем каждые 10 минут бороться с подлипом. Ловушки подснежной/надлёдной воды преследуют нас на протяжении всего пути вверх по Пятнйоку и через озеро Пятнявр (фото 36). В конце дневного пути один из участников, двигаясь первым, ухитряется провалиться по пояс в незамёрзший ручей, скрытый снежным надувом. Толстый слой рыхлого снега, быстрое течение и лыжи на ногах не дают ему выбраться оттуда самостоятельно – приходится организовывать спасработы и срочно разбивать поблизости лагерь для отогрева и просушки.
Фото 36. Впереди – Кицкие Тундры
День 16. 24.03.10. Оз. Пятнявр – г. Нинтпахк – г. Юксвыд. 21 км.
С радостью покидаем зону леса с её тропёжкой и поднимаемся в безлесные массивы Кицких тундр (фото 37). В отличие от большинства остальных Кольских тундр, Кицкие тундры не являются сплошным массивом, а представляют собой группу безлесных хребтов, разделённых лесистыми речными долинами. С одной стороны, это облегчает движение по ним (все ночлеги можно делать в лесной зоне), с другой – здесь большие перепады высот, а пересечение некоторых каньонообразных ущелий является непростой задачей. Наиболее сложным в этом отношении оказался массив г. Нинтпахк – г. Юксвыд: в его северной части нам пришлось пересекать три каньонообразных седловины, глубоко врезанных в линию хребта (точки OBID16, 018 и седловина между ними). Кроме того, склоны здесь (особенно при подъёме на г. Юксвыд) загромождены крупными валунами, создающими достаточно сложный снежно-ледовый рельеф (фото 38).
Фото 37. Начало подъёма на г. Нинтпахк
Фото 38. На склонах Юксвыда
День 17. 25.03.10. Траверс массива г. Сылтрантеч. 19 км.
Массив Сылтрантеч проще для движения, чем предыдущий. Погода нас балует, и мы наслаждаемся отличным скольжением по некрутым склонам. Однако в непогоду здесь бывает несладко, о чём свидетельствуют крупные ветровые заструги и триангулятор, полностью покрытый изморозью и напоминающий трёхногого снежного великана (фото 39, 40).
Фото 39. На вершине Сылтрантеч. Гулливеры в стране великанов
Фото 40. Гулливеры в стране лилипутов
Ночлег в уютном, защищённом от ветра массивчике елового леса над озерцом (фото 41) (BAZA17).
Фото 41. Место ночлега перед г. Волшепахк
День 18. 26.03.10. Траверс массивов г. Волшепахк и г. Куничья Шапка. 22 км.
Г. Волшепахк – высшая точка Кицких тундр (612 м.) – ничем особенным не выделяется среди россыпи окружающих её безлесных хребтов. К северо-востоку от неё раскинулись бескрайние пространства равнинной Кольской тундры – практически безлесной равнины, состоящей в большей степени из воды, чем из суши. Мы же движемся в основном на северо-запад, приближаясь к завершению нашего путешествия. На склонах Волшепахка погода напоминает нам о том, что её благосклонность не вечна, обжигая лица колючей позёмкой (фото 42, 43).
Фото 42. Подъём на г. Волшепахк
Фото 43. На вершине г. Волшепахк
Между массивами Волшепахка и Куничьей Шапки мы пересекаем лесистый водораздел между бассейнами рек Малая Кица и Орловка, где и обедаем (OBID18). Во второй половине дня небо вновь очищается и с вершины Куничья Шапка мы можем напоследок полюбоваться пейзажами Кицких Тундр (фото 44). Ночуем в лесу на берегу ручья, вдоль которого угадывается очень давняя буранка. К сожалению, она направлена поперёк линии нашего движения.
Фото 44. На вершине г. Куничья Шапка
День 19. 27.03.10. р. Ворона – пос. Пушной. 17 км.
Через полчаса после выхода с места ночлега слышим давно забытый звук – моторы снегоходов. Вначале они далеко на западе, однако вскоре приближаются и слышны совсем неподалёку, к северу от нас, как раз там, куда мы движемся. Взобравшись на очередной холм, мы даже успеваем заметить последний из них, скрывающийся в восточном направлении. Спустившись на свежую буранку, обнаруживаем, что это посещаемая трасса – из-под свежего видны более давние следы. И, хотя наш путь лежит на северо-запад, а буранка ведёт с запада на восток, решаем двигаться по ней. Ведь безлесные тундры заканчиваются, впереди нас ждёт около 20 км тяжёлой тропёжки по лесу, а буранка вполне может вывести нас к нашей цели – станции Лопарская. Двигаться по свежему следу гусениц легко, общий уклон ведёт вниз, поэтому летим как на крыльях. Вскоре становится понятно, что к ст. Лопарская буранка не стремится, забирая к югу. Однако поворачивать назад уже поздно, маршрут практически закончен, а к людям буранка нас всё равно выведет – к западу от нас автомобильная трасса и железная дорога на Мурманск с нанизанными на них как на ниточку посёлками. Так и есть – через 4 часа мы выкатываемся на автотрассу Мурманск-Оленегорск (фото 45) чуть южнее моста через реку Ворона и развилки на посёлок Пушной. Трасса оживлённая, но рейсовые автобусы ходят нечасто. Успеваем, не спеша, пообедать и загружаемся в автобус Мурманск-Оленегорск. Обратные билеты у нас на завтра из станции Лопарская, но сесть на свои места в Оленегорске мы, конечно, сможем (в Мурманске это было бы сложнее). Нас ожидает незапланированная днёвка в Оленегорске (виновата коварная буранка), в котором, впрочем, никаких достопримечательностей не обнаруживается – даже краеведческий музей закрыт по непонятной причине.
Фото 45. На дороге Мурманск-Оленегорск
4. Результаты похода, выводы, рекомендации
Поход пройден точно в заявленные сроки, по заявленному маршруту с небольшими изменениями (см. 2.2). План-график похода выполнен практически без отклонений, все ночлеги были в заранее запланированных точках, что свидетельствует об эффективной предварительной проработке маршрута.
Лавинной опасности не было нигде на маршруте. При другом состоянии снежного покрова лавиноопасными могут оказаться: южный склон пер. Петрелиуса Восточный и восточный склон пер. Рисчорр Северный.
Погода была в целом благоприятной (2 дня пережидания пурги за 20-дневный поход являются нормой для этого региона), температура ни разу не опускалась ниже -30°С и не поднималась до оттепели.
Перевал Ферсмана оказался несколько сложнее, чем предполагалось: поскольку сильными ветрами был сметён снег с северного склона под перевалом, то подниматься пришлось местами по обледенелым скалам, что усложнило работу первой связки.
База «Куэльпорр» очень активно посещается туристами, скитуристами и джиперами. Поэтому цены там курортные. Ночлег в бараке (нары, печка): 250 р/чел, баня (впятером тесновато, душа нет): 2000 р/2 часа. На территории базы построена гостиница со стандартным еврокомфортом: 1000-2000 р/чел в зависимости от номера. Есть мобильная связь. Дежурный спасатель был не особо компетентен в знании окрестностей, поэтому информации о расположении и состоянии изб, наличии буранок и т.п. мы от него получить не смогли.
По Хибинам путешествует много лыжных групп, а также много народу на снегоходах. Поэтому практически во всех долинах есть лыжня или буранка. По Каскаснюйоку и Тульйоку снегоходы ездят регулярно (по нескольку раз в день). В устье Тульйока построена мощная представительская база отдыха, но туристов в неё не пускают. Однако, в её окрестностях есть две небольших избы, в одной из которых мы ночевали. С юга, по берегу Умбозера, к базе расчищают грейдерную дорогу, проходимую для джипов.
В Ловозёрах туристов меньше, а в Кицких тундрах их и вовсе практически нет (мы нигде не встретили никаких следов лыжни).
На руднике Карнасурт есть круглосуточная столовка, где охотно кормят туристов. Наесться от пуза можно за 100-150р (аналог 5USD). Если договориться со столовским начальством, то можно бесплатно переночевать прямо в прихожей столовки на полу. От рудника до Ревды ежечасно ходит рабочий автобус (круглосуточно). Он бесплатный, но некоторые водители отказываются бесплатно возить туристов с лыжами и рюкзаками. 30 р/чел эту проблему снимают. В Ревде (и в Ловозере) есть гостиницы за 400-500 р/чел. Пообщавшись с местными жителями можно снять однокомнатную квартиру (горячая вода, ванна, кухня) за 500-900 р/сутки. Регулярный рейсовый автобус ходит около 10 раз в день по маршруту Оленегорск-Ревда-Ловозеро. Ревда-Ловозеро: 38 р.
В иммигрантской службе мы зарегистрировались в Ревде без особых проблем. Потребовалась подпись местного жителя в качестве принимающей стороны, и её нам любезно предоставила хозяйка квартиры, которую мы сняли на сутки (квартиру, ясное дело). На станции Имандра офиса иммиграционной службы нет (впрочем, мы и не искали), поэтому Ревда оказалась первым населённым пунктом на нашем пути. Вся процедура обошлась нам совершенно бесплатно.
В группе на 6 пар деревянных «Бескидов» была одна пара пластиковых горных лыж (у Володи Горона), на которую были установлены обычные походные крепления с пружинками. На нижнюю сторону лыж были нанесены направленные насечки (см. сайт тернопольцев ). В походе пластиковые лыжи проявили себя наилучшим образом – они прочнее и не боятся лёгких подлипов. Насечки препятствуют их проскальзыванию назад при ходьбе. На затяжных подьёмах вся группа применяла «тормозилки» – метровые куски 8-10мм верёвки, пропускаемой под подошвой обуви, перекрещивающейся под лыжей и завязанной спереди перед носком ботинка прямым узлом. В редких случаях такие тормозилки требовались только владельцу пластиковых лыж, но они надеваются и снимаются очень быстро и не задерживают группу. При скольжении вниз скорость пластиковых лыж с насечками оказалась несколько меньше, чем у деревянных, что для похода является скорее положительным фактором. Тут следует отметить, что лыжная техника владельца пластиковых лыж была наилучшей в группе, создавая обманчивую иллюзию выдающихся достоинств самих лыж.
Несколько слов о применении печки. Мы пользовались далеко не самой лучшей моделью, несколько грубоватой и тяжеловесной (вес комплекта 6 кг.), зато с выемкой под стандартный котелок, позволяющей эффективно топить снег и даже варить еду прямо на печке (фото 46). Использование прямоточной трубы потребовало дополнения её искрогасителем, конструкция которого была разработана Лёшей Бакановым (чертёж-схема). Идея признана отличной, однако настроить работу печки в оптимальном режиме удалось только ближе к концу похода. Тем не менее, преимущества наличия печки признаны всеми участниками. В холодные ночи (или когда требовалось просушить вещи) мы по очереди дежурили у печки всю ночь, обеспечивая группе фактически тёплую ночёвку. При нормальной работе печки в верхней части палатки поддерживается температура около +30-40°С, что позволяет за ночь высушить даже промокшие ботинки (фото 47). В менее критичных условиях мы топили печку только утром и вечером, что позволяло есть в тепле и значительно снижало отсыревание спальников из-за конденсата. К сожалению, печка неприменима в условиях снегопада, поскольку снег тает на палатке и протекает внутрь (правда, при снегопадах редко бывают сильные морозы). Избежать этого можно, снабдив палатку водонепроницаемым тентом.
Фото 46. Печка
Фото 47. Сушка вещей в палатке над печкой
К очень полезным элементам снаряжения, сильно облегчающим жизнь лыжного туриста, следует также отнести индивидуальные саночки и групповую костровую сетку (фото 48), которыми мы с удовольствием пользовались весь поход.
Фото 48. Костровая сетка
5. Приложения
5.1. Список снаряжения (группового)
Наименование |
Вес, кг |
Документы |
0,500 |
Палатка Зима |
7,000 |
Печка |
6,000 |
Котлы |
1,600 |
Черпак, котломойка |
0,100 |
Сетка костровая |
0,500 |
Топор |
1,000 |
Пила лучковая |
0,500 |
Пила цепная |
0,250 |
Горелка 2 шт + ремнабор |
1,300 |
Лампа газовая |
0,120 |
Стеклоткань |
0,250 |
бензин 6 л. |
5,000 |
Баллон газ 3 шт |
1,860 |
Веревка1 (40м) |
3,000 |
Верёвка 2 (50 м) |
3,500 |
Айсбайль |
0,750 |
Ледоруб |
0,650 |
Крючья скальн |
0,500 |
Ледобуры 2 шт титан |
0,160 |
Карабины общ 3шт |
0,320 |
Лист дюраль1 |
0,500 |
Лист дюраль2 |
0,550 |
Пила фирновая1 |
0,100 |
Пила фирновая2 |
0,100 |
Лопата лавинная пластик |
0,300 |
Лавинный зонд |
0,300 |
Рации 2 шт |
0,350 |
Батарейки для раций |
0,150 |
GPS + батарейки |
0,400 |
Ремнабор |
3,000 |
Аптечка |
2,500 |
Лыжа-жучка |
2,000 |
ВСЕГО |
45,11 |
5.2. Раскладка продуктов (формат MS Excel)
Наименование |
Доза |
Всего |
Способ прим. |
Назначение | |
разовая |
суточная | ||||
Аспирин, анальгин |
1 таб |
4 раза |
16 таб |
4 |
Жаропонижающее, |
Парацетамол |
1 таб |
4 раза |
16 таб |
4 |
Жаропонижающее |
Цитрамон |
1 таб |
3 раза |
10 таб |
4 |
Головная боль |
Баралгин |
1 таб |
4 раза |
8 таб |
4 |
Зубная, головная боль |
Трамал |
1 таб |
4 р(до 8 т) |
8 таб |
4 |
Сильное обезболивающее |
Каметон |
|
|
1 фл |
4 |
Воспаление гортани |
Фарингосепт |
1-2 таб |
3 раза |
20 таб |
4 |
Боль в горле, ангина |
Амброксол (лазолван) |
1 таб |
3 раза |
20 таб |
4 |
Отхаркивающее |
Бромгексин |
1 таб |
3 раза |
20 таб |
4 |
Бронхиты, грудной кашель |
Макропен (эритромицин) |
1 таб |
3 раза |
15 таб |
4 |
Антибиотик широкого спектра действия |
Цефалексин |
1 таб |
3 раза |
15 таб |
4 |
Антибиотик широкого спектра действия |
Диклофенак |
1 таб |
4 раза |
12 таб |
4 |
Боли суствов |
Корвалол |
60 кап |
3 раза |
1 фл |
4 |
Сердечное |
Нитроглицерин |
|
|
1 упак |
4 |
Сердечно-сосудистое |
Эуфелин |
1 таб |
|
10 таб |
4 |
Спазмолитик |
Но-шпа |
2 таб |
3 раза |
30 таб |
4 |
Спазмолитик |
Трентал |
0.1 мг |
4 раза |
12 таб |
4 |
Обморожения (применять в тепле) |
Фестал |
1-2 таб |
3 раза |
15 таб |
4 |
Проблемы пищеварения |
Уголь активированный |
|
|
20 таб |
4 |
1таб х 10кг веса (абсорбент) |
Фосфалугель |
1 пакет |
6-8 пак |
6 пак |
4 |
Изжога, боли в желудке |
Сенадексин(гутталакс) |
|
|
1 фл |
4 |
Слабительное |
Фуросемид |
1-2 таб |
1 раз утром |
10 таб |
4 |
Мочегонное (отеки) |
Лоратадин |
1 |
|
10 таб |
4 |
Антигистаминное (противоаллергическое) |
Галазолин |
1 кап |
|
1 фл |
|
Расширяет переферические сосуды |
Пиносол |
|
|
1 фл |
|
Капли в нос |
Альбуцид |
2 кап |
каж. 2ч |
4 фл |
|
Глазные капли |
Валидол |
|
|
30 |
4 |
Боли в сердце |
Трамал, кетонав |
2 мл |
До 4р/сут |
4+2 амп |
1,2,3 |
Обезболивающее общее |
Кордиамин, кофеин |
1 амп |
2раза |
6 амп |
1,2,3 |
Поддержание сердечной деятельности |
Лидокаин 1-2%, ультракаин |
|
До 10мл |
8 амп |
2 |
Обезболивающее местное |
Анальгин |
1 амп |
|
6 амп |
|
Обезболивающее общее |
Димедрол |
1 амп |
|
4 амп |
|
Усиливает действие обезболивающих |
Но-шпа |
1 амп |
|
6 амп |
|
Боли, спазмы живота |
Викасол |
1 амп |
|
2 амп |
|
Сосудорасширяющее |
Пантенол |
|
|
1 фл |
наруж. |
Ожоги, обморожения |
Cинтомициновая мазь |
|
|
1 тюб |
наруж. |
Антисептик для обработки ран, ожогов |
Солкосерил-желе |
|
|
1 тюб |
наруж |
Эпителизация мелких ран и ссадин |
Фастум-гель |
|
|
1 тюб |
наруж. |
Обезболивающее при ушибах, растяжениях |
Долобене |
|
|
1 тюб |
наруж. |
Ушибы,растяжения |
Финалгон (випросал) |
|
|
1 тюб |
наруж. |
Согревающее |
Спасатель |
|
|
1 тюб |
наруж. |
|
Вазелин |
|
|
1 тюб |
наруж. |
От обветривания кожи |
Помада гигиеническая |
|
|
1 шт |
наруж. |
От обветривания кожи |
Крем от солнца |
|
|
1 тюб |
наруж. |
Против солнечных ожогов |
Зеленка |
|
|
1 бут |
наруж. |
|
Йод |
|
|
1 бут |
наруж. |
|
Гидроперит |
|
|
12 таб |
наруж. |
Обеззараживающее |
Стрептоцид |
|
|
10 таб |
|
Обеззараживающее, |
Мазь Вишневского |
|
|
1 тюб |
наруж. |
Сильные нагноения |
Нашатырный спирт |
|
|
1 фл |
|
|
Этиловый спирт |
|
|
500 мл |
|
|
Эластичный бинт |
|
|
3 |
|
|
Широкий бинт нестерильный |
|
|
3 |
|
|
Узкий бинт нестерильный |
|
|
3 |
|
|
Стерильная повязка |
|
|
3 |
|
|
Стерильный бинт |
|
|
5 |
|
|
Трубчатый бинт |
|
|
2 |
|
|
Шприцы, иглы (2+5 мл) |
|
|
10 шт |
|
|
Пластырь рулон |
|
|
3 шт |
|
|
Пластырь бактерицидный |
|
|
20 шт |
|
|
Ножницы |
|
|
1 шт |
|
|
Пипетка |
|
|
1 шт |
|
|
Детский крем |
|
|
1 тюб |
|
|
Аскорбиновая кислота |
0,5 г |
0,5 г |
80 таб |
4 |
|
Поливитамины |
|
|
3 упак. |
|
|
Регидрон |
|
|
4 упх20г |
|
Солевой раствор |
Упаковка медаптечки |
|
|
2 шт |
|
|
Способы применения: 1 — внутривенно, 2 — внутримышечно, 3 — подкожно, 4 — перорально |
5.5. GPS-координаты точек, отмеченных на карте маршрута
Точка |
Комментарий |
Координаты (гг.гггг) |
Высота |
001 |
|
N67.83539 E33.24075 |
136 м |
002 |
|
N67.79376 E33.37662 |
359 м |
003 |
|
N67.69361 E33.38681 |
360 м |
004 |
|
N67.70864 E33.50969 |
554 м |
005 |
поворот к пер. Рисчорр Сев. |
N67.78180 E33.64147 |
|
006 |
|
N67.78513 E33.76554 |
452 м |
007 |
вход лыжни в лес |
N67.78403 E34.35868 |
158 м |
008 |
развилка лыжни |
N67.78434 E34.37578 |
185 м |
009 |
буранка |
N67.93178 E34.95873 |
247 м |
010 |
буранка |
N67.95202 E34.96783 |
167 м |
011 |
буранка |
N67.96751 E34.98610 |
172 м |
012 |
буранка |
N68.02809 E34.95958 |
185 м |
013 |
|
N68.05953 E34.85334 |
|
014 |
|
N68.08332 E34.51123 |
260 м |
015 |
|
N68.12685 E34.35328 |
241 м |
016 |
|
N68.16820 E34.32259 |
195 м |
017 |
|
N68.22565 E34.12705 |
454 м |
018 |
каньон |
N68.30587 E34.07373 |
386 м |
019 |
|
N68.34538 E33.94644 |
318 м |
020 |
|
N68.37469 E33.86446 |
580 м |
021 |
|
N68.41080 E33.88010 |
512 м |
022 |
|
N68.42037 E33.88089 |
451 м |
023 |
|
N68.44754 E33.84925 |
592 м |
024 |
|
N68.46999 E33.69825 |
403 м |
025 |
|
N68.02591 E35.02346 |
173 м |
026 |
|
N68.49294 E33.64363 |
375 м |
027 |
буранка |
N68.51335 E33.59488 |
308 м |
028 |
развилка буранок |
N68.50827 E33.55357 |
295 м |
029 |
буранка |
N68.50329 E33.48311 |
239 м |
BAZA1 |
|
N67.79102 E33.37771 |
353 м |
BAZA2 |
|
N67.74313 E33.42386 |
797 м |
BAZA3 |
|
N67.69351 E33.44404 |
428 м |
BAZA4 |
|
N67.80180 E33.60261 |
|
BAZA5 |
|
N67.76749 E33.90311 |
288 м |
BAZA6 |
это НЕ место ночлега! |
N67.74877 E34.18145 |
151 м |
BAZA7 |
|
N67.78802 E34.47383 |
399 м |
BAZA8 |
|
N67.85594 E34.57953 |
933 м |
BAZA9 |
|
N67.88749 E34.61885 |
468 м |
BAZA10 |
|
N67.93993 E34.55831 |
|
BAZA11 |
|
N67.89937 E34.95570 |
386 м |
BAZA12 |
|
N68.00680 E35.01595 |
186 м |
BAZA13 |
|
N68.06357 E34.64209 |
240 м |
BAZA14 |
|
N68.13623 E34.30647 |
227 м |
BAZA15 |
|
N68.21502 E34.16424 |
217 м |
BAZA16 |
|
N68.32589 E33.99243 |
366 м |
BAZA17 |
|
N68.43506 E33.86806 |
316 м |
BAZA18 |
|
N68.50614 E33.60474 |
288 м |
OBID1 |
|
N67.79373 E33.37661 |
345 м |
OBID5 |
|
N67.77999 E33.70998 |
699 м |
OBID7 |
|
N67.78888 E34.40810 |
276 м |
OBID8 |
|
N67.81678 E34.56111 |
1032 м |
OBID11 |
иглу |
N67.86007 E34.85301 |
788 м |
OBID14 |
|
N68.10756 E34.46206 |
227 м |
OBID15 |
|
N68.18401 E34.23653 |
196 м |
OBID16 |
|
N68.27483 E34.06201 |
387 м |
OBID17 |
|
N68.36660 E33.92207 |
410 м |
OBID18 |
|
N68.46698 E33.74235 |
243 м |
P-ELMAR |
пер. Эльморайок |
N67.86486 E34.64748 |
640 м |
P-FERSM |
пер. Ферсмана |
N67.73756 E33.42994 |
1051 м |
P-PETRELIUS |
пер. Петрелиуса Восточный |
N67.72727 E33.55353 |
869 м |
P-RISCHOR-N |
пер. Рисчорр Северный |
N67.78100 E33.68974 |
783 м |
P-TAVAYOK-N |
пер. Тавайок Северный |
N67.79694 E34.58423 |
891 м |
START |
|
N67.85195 E33.26148 |
|
VDKCH |
дом-водокачка? |
N67.83647 E33.26140 |
154 м |