27 июля 2011.

Ж/д вокзал Оленегорска – удобное место для начала путешествий.

Поблизости есть круглосуточная столовая, на вокзале работает круглосуточный киоск (кофе-чай-пиво-сладости-закуски), на привокзальной площади постоянно крутятся таксисты, которые знают всё (но говорят не всё). Тут же есть бесплатный туалет и автостанция с кафешкой (две последних на ночь закрываются). Киевский вагон, прицепленный к поезду Харьков-Мурманск, прибывает сюда в 4.15 утра, так что есть время осмотреться. До города – 30 мин. пешком по тропинке через железнодорожные пути, или 10 мин на маршрутке, которая ходит раз в полтора часа.

Первым делом ищем способы заброски в Кулимгубу (это 40 км по асфальту в сторону Ловозера и 12 км ОЧЕНЬ тяжёлой грунтовки на север до оз. Чудзьявр). Для УАЗиков эта дорога проходима, но с большим трудом и риском рассыпаться по дороге Однако, поскольку в Кулимгубе держат свои лодки многие местные жители, то дорога не пустует и 1-2 раза в день по ней кто-нибудь ездит. Первая цена, которую предлагают таксисты – 1200 р. с носа (нас 14 человек). Постепенно она падает до 10 тыс. р., затем до 6. Меньше – трудно, поскольку посредники останутся без заработка. В итоге, наладив контакт со служащими ж/д станции, получаем телефон водителя, который просит с нас 4 тыс.р. за один рейс «буханки» (УАЗик с микроавтобусным кузовом). В «буханку» с некоторым трудом влазит весь наш багаж (6 байдарок и все вещи) и двое участников. Остальные остаются ждать 11-ти часового рейсового автобуса на Ревду, чтобы доехать ним до 41-го километра, а дальше 12 км прогуляться пешком налегке

Итак, к 15.00 мы все собираемся в Кулимгубе возле лодочных эллингов, представляющих собой железные ящики разной величины – от сундука до домика. Из многих торчат трубы – зимняя рыбалка здесь популярна, а зимой без печки неуютно. Здесь мы приобретаем первый опыт общения с заполярной мошкой – жара и безветрие делают её достаточно активной. Дым костра помогает от неё лучше, чем репелленты. Собираем байдарки, обедаем и отчаливаем в 18.00.

Погода нам благоприятствует – ветра практически нет, тепло (порой даже жарко). Берега Чудьзьявра живописны, но негостеприимны – утоптанных стоянок не видно, и земля покрыта сплошным ковром мхов и ягодников высотой по колено, на котором разбивать лагерь некомфортно. Часа через полтора неспешной гребли подходим к губе Пятнйока (так мы для себя назвали безымянный на карте ручей, вытекающий из озера Пятнявр). Здесь на южном мысу, закрывающем вход в губу, обнаруживается отличная стоянка, на которой мы и располагаемся.

28 июля.

Ночью начинается дождь, который практически непрерывно идёт почти сутки, утихнув лишь к вечеру, – Заполярье показывает свои зубки. Впрочем, забегая наперёд, следует отметить, что это была единственная серьёзная непогода за весь поход. Остальные дожди были либо кратковременными, либо настолько мелко-моросящими, что одежда сохла быстрее, чем мокла. Достаточно сказать, что за этот поход я ни разу не использовал свой плащ-накидку, и вовсе от этого не страдал. Но сегодня большую часть дня мы проводим в палатках – днёвка. Наиболее непоседливые идут собирать морошку на соседнее болото. Наслаждаемся покоем после дорожно-забросочной суеты. Дежурные под дождём мужественно готовят что-то вкусненькое, выманивая нас из палаток на завтрак и обед. К вечеру дождь стихает и любители рыбалки отправляются на промысел. В озере рыба ловится неважно, но визит к Пятнйоку приносит нам первых в этом походе хариусов, чему мы несказанно рады. Кроме ухи, меню также обогащается жюльеном из подосиновиков и вареньем из морошки.

29 июля.

Первоначальный план подняться со всем грузом в Пятнявр и сделать там днёвку отвергаем и заменяем на радиалку с байдарками налегке. Лагерь с палатками оставляем на мысу – народу здесь негусто (мы пока что не видели никого), да и воровать в этих местах не принято. Пятнйок представляет собой 4 ступеньки порогов (слишком маловодных для байдарки и слишком бурных для проводки) с большими плёсами между ними. Пороги обносим, плёсы проплываем. По дороге ловим хариусов, попадаются также первые красавицы-кумжи.

Ниже самого верхнего порожка на правом берегу есть место для обеда с кострищем. Но ровных стоянок для палаток маловато. Устраиваем здесь промежуточный лагерь, обедаем и вытаскиваем байдарки в озеро Пятнявр. Погода солнечная и безветренная, пейзажи вокруг настолько восхитительны, что жалко моргать.

В зеркальной глади озера отражаются замшелые валуны и остроконечные ели, над ними тяжело вздымаются вершины Кицких Тундр. Часть группы отправляется на восхождение на ближайший из горных массивов с вершинами Нинтпахк и Рамозеро. Пешеходная часть отнимает у них 4 часа и приносит массу восторженных впечатлений.

Остальная часть группы занимается исследованием озера и его окрестностей на предмет рыбалки и ягод. Рыбалка не особо удачна (всего несколько хариусов), но чувствуется, что рыба здесь есть и к ней надо только приноровиться. К 23-м часам все собираемся на месте обеда и отправляемся в обратный путь по Пятнйоку. Ночью светло как днём и боязнь не успеть вернуться в лагерь до темноты нас не тревожит. Ужинаем в 2 часа ночи, при свете восходящего солнца.

30 июля.

В связи со вчерашним поздним возвращением, выходим поздно – в 12.00. На Чудзьявре нас встречает бодрый встречный ветерок. На больших плёсах волна раскачивается такая, что докатывается до переднего седока. При наличии фартука и юбок это не проблема, но необорудованным ими экипажам достаётся. Хорошо, что ветер строго встречный, боком к волне было бы идти гораздо сложнее. Позади, на юге, виднеется массив Хибинских тундр с пятнами снежников на северных склонах.

Обедаем на полуострове Полгаснерк. В симпатичной песчаной бухте, укрытой от ветра, погода просто курортная: солнце, жара, комаров нет.

К вечеру доходим до пролива между полуостровами Андреев Наволок и Куанчнерк. Удобных мест для стоянки не видно, хотя на западном берегу полуострова Куанчнерк с воды виднелось несколько больших песчаных пляжей, похоже, на них стоянки есть. Наконец, на южном берегу пролива, находим выход тропы, отмеченный бытовым мусором и перевёрнутой брошенной дюралевой лодкой. В 200 м от берега – избушка с печкой и нарами, где может разместиться 4-5 человек. Нормальных площадок под палатки здесь нет, но худо-бедно устраиваемся между берегом и избушкой прямо на толстом ковре ягодников (вороника, брусника, черника, голубика, багульник). Жарим щук и хариусов, наловленных по дороге, а также собранные в обед грибы.

31 июля.

Ветер толи слегка ослабел, толи нас прикрывает высокий восточный берег озера, но идти сегодня легче. К обеду доходим до истока Чудзьйока. На входе в реку – мелководный порог, практически непроходимый для байдарок. Этот год маловодный, возможно, в высокую воду здесь можно пройти. Перед порогом на левом берегу – отличное место для обеда, при необходимости здесь можно и заночевать. После обеда проводим байдарки вброд и попадаем в небольшое озеро, в котором сливаются Чудзьйок и Луньяврйок.

На озере только одна стоянка, зато очень удобная и живописная – на высоком хвойном мысу правого берега перед входом в следующий порог.

1 августа.

Днёвка. Место отличное, рыба ловится прекрасно, есть грибы и ягоды, и даже каменка для бани уже сложена. Правда, для нашей компании она маловата и её приходится достраивать.

Баня у нас с собой – полиэтиленовый куб со стороной 3 м и весом 2 кг. После того, как камни 4-5 часов раскаляются на огне, угли тушатся и полиэтилен привязывается к воткнутым по углам кольям – баня готова. К этому времени уже заготовлено больше 2-х десятков берёзовых веников и котёл с отваром багульника, речка с песчаным пляжиком и чистейшей водой – в двух шагах.

Не баня, а мечта. Горячего пара и нашего энтузиазма хватает больше, чем на два часа, затем, обессилившие и разнеженные сползаемся к костру и приступаем к чаепитию, плавно переходящему в ужин. Грибы, ягоды и рыба стали уже привычным дополнением к нашему меню. Особенно хороши малосольные хариусы и кумжа, к ним не хватает только свежего батона со сливочным маслом, приходится обходиться сухарями.

2 августа.

Наиболее технически сложный день маршрута. Первый порожек сразу на выходе из озера – простой перекат (вчера рыбаки неоднократно проходили его как вниз, так и вверх по течению). Следующий порог – мощная центральная струя, на выходе наваливающая на гряду камней и уходящая влево. Если идти по левому краю струи, то проблем не возникает. Третий после днёвки порог – самый сложный на реке. Около 800 м каменного лабиринта, найти в котором (а особенно – запомнить) безопасный проход непросто. При этом течение настолько мощное, что перевёрнувшейся в верхней части порога байдарке, как и её экипажу, скорее всего, не поздоровится. К счастью, наша группа избегла этой участи, отделавшись несколькими пробоинами, самая серьёзная из которых была в ладонь длинной. Осматривать порог удобнее по правому берегу. Верхняя часть порога – наиболее мощная – проходится по главной струе, с обеих сторон зажатой подводными камнями и бочками, так что любая ошибка чревата неприятностями. В средней части главная струя не так очевидна и приходится лавировать, отыскивая проходы, видные с берега, но трудноузнаваемые с воды. Сигнальщики и метки на берегу помогают плохо, поскольку всё внимание сосредоточено на мчащихся навстречу камнях, и нету доли секунды, чтобы поднять глаза от воды. Нижняя часть порога шире и мелководнее, поэтому не так опасна. Главная струя здесь уходит ближе к правому берегу. Утомлённые и измотанные, обедаем ниже порога, заодно латая наиболее крупные пробоины.

Дальше следует череда более простых порогов, наиболее мощные из которых требуют предварительного просмотра. Затем относительно спокойный участок. (осторожно! На медленном течении плохо видны подводные камни!), завершающийся мощным красивым порогом. На входе – мелководная гряда с небыстрым течением и узким проходом (мы ставили сигнальщика посреди реки), затем мощная струя с высокими валами, которую лучше идти по центру. На выходе – опять мелководная гряда, почти незаметная ни с берега, ни с воды. Безопасный выход – ближе к правому берегу. На левом берегу ниже порога – отличная стоянка. Здесь ночуем.

3 августа.

Пороги становятся попроще, большинство из них проходится без предварительного просмотра. Шиверы и перекаты следуют один за другим, не давая расслабиться. Рыба отлично ловится прямо на ходу – эта часть реки изобилует хариусом и щукой. Самый крупный из пойманных хариусов весит около 1,5 кг. К обеду доходим до последнего сложного порога на реке (второй по сложности, по моей оценке соответствует 3 к.с.). Порог состоит из двух ступеней, примерно по 300 м каждая, осмотр по правому берегу. Между ступенями – спокойная заводь под левым берегом, в которой можно остановиться и отдохнуть. Верхняя ступень проходится ближе к левому берегу. Нижняя (более слаломная) сначала по центру, затем выход под самым правым берегом, куда вывернуть непросто.

Ниже порога на высоком правом берегу – отличная живописная стоянка с видом на порог. Здесь хорошее место для днёвки, но у нас только полуднёвка – ставим лагерь, обедаем и остаёмся на полуднёвку.

Здесь нас покидает один из наших экипажей – Лёша, Саша и Костя уходят вперёд, их отпуск заканчивается. К послезавтрашнему утру (а лучше к завтрашнему вечеру) им надо быть в устье р. Нивка, откуда их должна забрать машина. Нам, по графику, туда плыть ещё три дня. Прощаемся с ребятами и объедаемся рыбой.

3 августа для Леши, Саши, Кости.

К моменту нашего отправления погода значительно ухудшилась: грозовые облака полностью затянули небо, но времени на ожидание у нас нет. Вскоре началась гроза: дождь, гром, молнии. Видимость ограниченная, пороги при такой видимости проходить сложно. Первый порог сразу за лагерем. Проходим нормально. Он легкий. На втором пороге ребята проводят байдарку, я иду лесной тропой и собираю подосиновики. Тропа по левому высокому берегу. Перед порогом натянут канат с флажками (зачем?) За порогом посреди основного русла плоский камень, с лодки его не видно. На него мы сели. Видно, что глубоко, но мы крепко сидим. Не помню, кто-то из нас слазил на этот камень. Ниже по течению за порогом видим людей, местных жителей, подплываем к ним расспросить о том, что нас ждет впереди: 10км по Чудзьйоку с одним порогом и 40км (мы рассчитывали на 30!) по Вороньей до Нивки с незначительными перекатами и порогами. Вода в этом месте теплая, их градусник показывает 18°С. Красивая собака –лайка Бимка. Плывем дальше. Дождь усиливается. За шумом дождя еле слышим следующий порог. Проходим его с небольшими трудностями ((((ага, чуть не перевернулись )) ))) ввиду сложных метеоусловий. За порогом видим 2 парней и 2 байдарки, подплываем к ним. Ребята из Питера. Дальше до Вороньей порогов не ожидается, можно с облегчением вздохнуть, но веслами работать более активно. Дождь притихает, но заметно холодает, к тому же усиливается ветер. Берега становятся непривлекательными, и единственное украшение нашего путешествия – это радуга на небосклоне. Принимаем решение плыть пока не захочется спать или не увидим удобное место для ночлега с сухостоем. Около 12ночи все-таки становимся на ночевку. Холодно, сыро, ветер, мы уставшие. Дождь постоянно срывается. Делаем большой костер, из дров, что лежат на берегу, кое-как отогреваемся, ужинаем супчиком, потом чай и укладываемся спать около 2 ночи. По ощущениям предвидится самая холодная ночь, ввиду сильного ветра, утепляемся.

4 августа.

Подъем около 7утра. Костя проверяет по GPS наше местоположение. Мы вчера прошли больше задуманного, радуемся. Погода изменчивая, то солнышко, то дождь, но постоянный сильный ветер. Костя делает парус, и первые 10км мы идем под парусом при попутном ветре со скоростью 5км/час. Дальше ветер меняется, идем на веслах. Надеваем шапки: очень сильный холодный ветер. Двигаемся достаточно быстро, постоянно сверяем по GPS наши координаты, делаем перерывы, кушаем ягоды. В общем, все классно. Спасибо Сереже за рули.

Встречаем часто и много моторных лодок. Ближе к вечеру расспрашиваем, где Нивка. Говорят, за правым поворотом. Пройдя три правых поворота и один левый, причаливаем к берегу. Костя выходит осмотреть местность на наличие впадающих рек (желательно Нивки), и автомобильных дорог. Мы с Лешей остаемся в лодке, веслами удерживаем байдарку у берега, ветер очень холодный, руки замерзают. Возвращается Костя, сообщает, что Нивки нет. Мы озадачены – за каким поворотом должна была быть Нивка, и как она выглядит: неужели такая же мелкая и незаметная, как Хариусная? Промелькнула мысль а не пропыли ли мы устье Нивки… Задумываемся, может нам придется плыть до Ловозера? GPS не спешим включать, т.к. заряда осталось уже мало. Костя предлагает вернуться назад, но Леша настаивает пройти еще немного вперед. Плывем вперед. Действительно, видим достаточно большую реку, Нивку, но у местных рыбаков, которые выгружают лодку, переспрашиваем и радуемся. Да, действительно Нивка. Спрашиваем, где автомобильная дорога. Они сообщают ориентир – бетонные столбы.

Нивка на фоне Вороньей выглядит красиво и привлекательно. По берегам лес и камни. Немного проплыв, останавливаемся у порога, очень мелкого, непроходимого. Ребята уходят осмотреть порог. Я остаюсь на берегу. На очень сильном ветре на берегу замерзают ноги, прячусь в воде, там теплее. В скором времени ребята возвращаются, берут телефон и сообщают, что им надо уйти надолго, дабы найти дорогу, и что порогов по реке много. Я понимаю, что мне их ждать придется, возможно, час, возможно больше. Они мне советуют сделать костер, погреться. В нервном ожидании я на ветру делаю костер, сжигаю сухие небольшие березы и корни прибрежных верболозов. Это для меня самый неспокойный момент за все путешествие – быть одной на берегу: ждать, надеяться и верить, что будет все хорошо. Награда – очень красивая двойная радуга и вечно садящееся полярное солнышко. Я пытаюсь успокоиться, вновь наблюдая медитативно очаровательную солнечную дорожку, искрящуюся переливающимися огоньками. Огонь костра, огонь солнца все-таки успокаивают. В том месте, где была радуга, появляется Леша. Как Бога, я его встречаю. Мы возвращаемся на Воронью, где есть стоянка с катерами и автомобильный подъезд. Костя же ушел ловить телефонную связь, чтобы созвонится и убедится, что на завтра договоренность остается в силе. Выгружаем байдарку, натягиваем тент, вновь тревожно падает дождь. Дров нет. Ламаю с берез мелкие ветви, делаю костер. 12 ночи. Возвращается Костя, приносит массу обалденно красивых маленьких подосиновиков на ужин. Сообщает, что есть 2 новости: хорошая и не очень. Хорошая: он созвонился, нас заберут; не очень: заберут, но не в этом месте, сюда ездят только вездеходы, так что нам надо возвращаться на Нивку и проходить пороги. Леша категорически против того, чтобы возвращаться на пороги, и принимает решение, что мы разберем байдарку здесь, и вещи донесем утром до развилки (30 мин. хода) до более-менее нормальной дороги, перехватим автомобиль и направим к месту, где мы оставим вещи. На этом и остановились. Поужинали. Костя не в силах бороться со сном, ставит палатку и засыпает. Мы с Лешей всю ночь собираем вещи. В эту ночь стало заметно темнее, даже пользуемся фонариком.

5 августа.

Утром все по плану. Вещи до развилки, а Костя идет перехватывать автомобиль. Удача нам улыбнулась: водитель согласился на наш план и приехал за нами! Это отдельная тема!!!. Как в 10-ку вместилась байдарка + 3 рюкзака, сумка, герма, и 3 турика…. Водила реально – классный мужик. Ни разу не жаловался что перегрузили…что дорога… Погрузившись, отключаемся в машине. Проснулись – Оленегорск. Можно позвонить родным и сказать, что у нас все хорошо. В Оленегорске тоже холодно, шапку снимать не хочется. Через 2 часа садимся в поезд. Обедаем и снова засыпаем. К вечеру просыпаемся. С нами в вагоне едут питерские туристы – люди уже немолодые (их штурману Николаю Герасимовичу75лет!) – они путешествовали на байдарках по Белому морю. Хорошие приятные люди, делимся впечатлениями друг с другом.

6 августа.

Прибыли в Питер. Здесь солнечно и тепло. Вот что такое юг. За 70руб. с человека помыли на вокзале в парикмахерской головы, совсем другое ощущение. В поезде с соседями не повезло. Соседи по купе с Лешей сразу очертили русско-украинскую границу, пересечение которой несет массу недоброжелательной лирики в нашу сторону. Поужинав в купе у Кости, снова ложимся спать.

7 августа

В Киеве жара. Не верится, что мы уже дома. Неутихающая вокзальная суета никак не вписывается в наше восприятие действительности. Что мы здесь делаем? Хочется назад в тот мир северных приключений, в объятья исцеляющей тишины, в мир других правил и законов – вечных законов, настоящей жизни, истинной жизни.

4 августа.

От места полуднёвки до устья Чудзьйока всего несколько несложных перекатов и один порожек, который мы проходим без просмотра. Выше порожка на левом берегу – жилой дом, сараи, у берега моторная лодка. Место явно обитаемое, но людей не видно. Над рекой натянуты какие-то троса. Вскоре после этого ещё один несложный порожек. Ниже него видим первых за весь маршрут туристов – две вытащенных на берег байдарки и палатки. От этого места начинается устьевая зона Чудзьйока – места весьма непривлекательные. По песчаным берегам видно, что уровень воды за последнее время упал почти на метр, видимо, из-за сработки уровня водохранилища.

Когда устье расширяется, берега становятся низкими и топкими, очень много ила и растительных остатков. Обедаем на северном берегу устьевой губы и уходим в Воронью к устью р. Уйма. Поднимаемся к первому порожку (около 2-х км от основного русла Вороньей) и ночуем на правом берегу (здесь есть кострище и стоянка). Из рыбы в Уйме обнаружились только окуни.

5 авгус target=та.

Достаточно резкий северо-западный ветер является для нас попутным, поэтому мы бодро движемся вверх по течению Вороньей. Вскоре река сужается и течение становится достаточно заметным – до 1 км в час. Появляются перекаты, на которых скорость течения в отдельных точках достигает 2 км в час. Но для байдарки это всё вполне преодолимо. А поскольку ветер действует на байдарку сильнее, чем течение, то при попутном ветре встречное течение почти не ощущается. До обеда проходим 10-12 км и останавливаемся на правом берегу Вороньей, примерно в 1 км ниже устья реки с заманчивым названием Хариусная. Стоянок здесь множество. Делаем полуднёвку. Это наиболее быстрый участок Вороньей, с островками, мелями и перекатами. В заводях под перекатами неплохо ловится щука. Местные ловят здесь также хариусов и сигов (больше на поплавчанку на перекатах), но мы не успели освоить эту методику. Устье Хариусной непривлекательно – низкие болотистые берега, стоянок нет, сама река очень мелководная.

Тем временем разведчики донесли, что близлежащее болото изобилует морошкой, и после ужина большая часть группы отправляется за морошкой. Очень романтично собирать морошку в полночь под моросящим дождичком. Позже, изучая карту, мы обнаружили, что это было одно из самых глубоких болот в окрестностях нашего маршрута (глубина более 2-х метров), так что опасность провалиться в трясину была вполне реальной. Воистину, «если вам дорога жизнь, никогда не ходите ночью на торфяные болота» :).

Начиная с этого места, появляется покрытие для мобильных телефонов. Дальше связь присутствует практически везде по маршруту.

6 августа.

Бодро преодолеваем оставшиеся перекаты. На реке уже нередко встречаются люди на моторках, по берегам много стоянок, кое-где даже стоят стационарные палатки или куваксы (саамские чумы). Ближе к устью Нивки река становится глубже, течение замедляется. Через Нивку, видимо, есть переезд, поскольку машины стоят на её левобережном мысу. Здесь полно моторок и отдыхающих. Обедаем на правом берегу Вороньей чуть выше устья Нивки. После обеда выходим в Ловозеро и, подгоняемые попутным ветерком, идём в северо-восточный угол озера к устью р. Олкуайе. Вся эта часть озера очень мелководна, постоянно встречаются каменистые косы и отмели, труднопроходимые даже для байдарки. Множество подводных камней. Видимо, чтобы плавать здесь на моторке, необходимо очень точно знать фарватеры. Стоянку находим на песчаном пляже в 800 м южнее устья Олкуайе. Узкая полоска леса между озером и болотом слабо защищает от ветра, который зато успешно сдувает комаров и мошек. А болото, опять же, изобилует морошкой и голубикой.

7 августа.

За полдня проходим около 12 км и заходим в губу Летняя Курга в устье р. Курга. На западном берегу губы есть рыбачья избушка, но мест для палаток возле неё нет. Отличная стоянка обнаруживается на мысу, вдающемся в губу с восточного берега. Место настолько привлекательное, что мы решаем сделать здесь не только полуднёвку, но и днёвку. Грибы, ягоды и рыба, как полагается, присутствуют в изобилии.

8 августа.

Днёвка. Как и положено на днёвке, делаем баню. Правда, кругом песок и за камнями для каменки приходится ходить, и даже возить их на тележке. Зато с дровами проблем нет. Главным недостатком банного мероприятия оказывается мелководье. Мелководна вся губа – глубин больше 1,5 м найти не удалось – а возле нашего лагеря, чтобы зайти по пояс, надо брести около 100 м. Поэтому купание приходится заменять обливанием, что нисколько не умаляет нашего энтузиазма. Вечером Ловозеро радует нас потрясающей красоты закатом, длящимся несколько часов, плавно переходя в рассвет.

9 августа.

Завтра нам на поезд, поэтому сегодня пытаемся подойти как можно ближе к цивилизации. До посёлка Семёрка (устье р. Вирмы) около 12 км. По дороге приходится проводить байдарки через очень мелководный и каменистый пролив, разделяющий северную и центральную части Ловозера, между островами Курга и Салма. Здесь довольно сильное встречное течение, с запада на восток. Соседний пролив, к северу от о. Салма, кажется менее каменистым, но более длинным, поэтому мы выбираем южный. В окрестностях Семёрки достаточно людно – лодки, машины, люди. Сюда ведёт вполне пристойная дорога, проезжая для любой машины. Проходим узкий пролив устья Вирмы и заходим в оз. Поповское. На его северном берегу – масса хороших стоянок, доступных для автомобилистов, поэтому здесь много мусора и мало дров. Останавливаемся на самой восточной из них. Отсюда около 3 км до посёлка Ловозеро – самые нетерпеливые отправляются в посёлок на разведку. Остальные развлекаются жаркой блинчиков из оставшейся муки, а также сбором черники и брусники, произрастающих здесь во множестве.

Разведка оказалась вполне успешной – удалось найти микроавтобус, который за 2700 р. взялся перевезти завтра всю нашу компанию двумя ходками в Оленегорск. Прямого рейсового сообщения между Ловозером и Оленегорском сейчас нет, надо ехать до Ревды, а там пересаживаться на автобус, идущий всего 4 раза в день (причём нам подходит только один рейс, и загрузить в него все наши баулы может быть проблематично). Поэтому предложенный вариант вполне нас устраивает (мы ожидали более высокой цены).

10 августа.

С утра вся группа (оставив в лагере дежурного) отправляется в Ловозеро с целью посетить местный краеведческий музей. Ловозеро на сегодняшний день является центром обитания остатков народа саамов (они же лопари), издревле населявшего здешние места, и в краеведческом музее собрана интересная экспозиция, посвящённая их культуре.

К обеду все возвращаются в лагерь, собирают недособранные с утра рюкзаки и относят их к месту встречи с микроавтобусом (водитель счёл последние 500 м дороги до нашей стоянки непроезжими для его машины). Первая партия отправляется в 15.00, за второй машина приезжает в 18.30. Соответственно, одна часть группы коротает время на вокзале, развлекаясь дарами цивилизации, а другая прощается с Заполярьем, бродя по тайге и собирая ягоды. К 20.00 все собираемся на вокзале Оленегорска. Впереди – более чем двухсуточная дорога домой, скрашенная северными лакомствами типа малосольного хариуса и черничного варенья.

Вітаємо!

Маєте запитання? Оберіть одного з представників нашого клубу, щоб поспілкуватися в Telegram

Є питання? Пишіть!