С ДЕТЬМИ ПО ПОГРАНИЧНОЙ РЕКЕ
отчет о водном походе с детьми по р. Збруч
г. Гусятин — р. Днестр, ок. 130 км. 30 апреля — 8 мая 2007 г.
фото Т. Колесниковой и М. Сикало, а также К. и Р. Баценко
Итого: 14 взрослых, 10 детей; 7 байдарок “Таймень”.
Левый приток Днестра, река Збруч, разделяющая исторические области Галицию (Галичину) и Подолье, пограничной была издавна. Согласно Кревской унии 1385 г. по Збручу проходила граница Польши и Литвы; после первого раздела Польши в 1772 г. Збруч становится границей Австро-Венгерской и Российской империй; с 1921 г. Збруч — граница Польши и СССР. Фактически, все это время река делила Украину на Запад и Восток; именно этим объясняется ее особое — можно сказать, сакральное — место в украинской культуре. С 1939 г. по реке проходит граница Хмельницкой и Тернопольской областей. Также в XV-XVII вв. по Збручу проходила одна из линий обороны от турецко-татарских набегов; сегодня об этом напоминают то и дело встречающиеся по берегам развалины оборонительных сооружений.
|
Не отличаясь особой полноводностью, Збруч, тем не менее, требует внимательного к себе отношения: на реке нередки извилистые участки с быстрым течением, встречаются пороги и перекаты — пусть даже и технически несложные для сколько-нибудь опытных водников. Последнее обстоятельство позволяет рекомендовать реку Збруч в качестве тренировочной перед походами на более сложные реки.
Все, кто сплавлялся по Збручу, единодушно отмечают живописность его берегов; мы не составим здесь исключения. Величественные зеленые холмы с вертикальными выходами мягких скальных пород — характерный збручанский пейзаж.
Выбор точки начала маршрута — г. Гусятин — был обусловлен прежде всего удобством подъезда. Прицепной вагон 627 отправляется из Киева в 18.18 и прибывает в Гусятин в 9.17 (ночью вагон несколько часов стоит в Хмельницком в ожидании “оказии”). Известны прецеденты сплава по Збручу начиная от Сатанова и даже Подволочиска, однако все авторы описаний единодушно отмечают, что в верхнем своем течении (в частности, на территории знаменитого заповедника Медоборы) Збруч по большей части совсем узок, в русле часто встречаются завалы деревьев, так что для групп с детьми этот участок, как нам кажется, малопригоден.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить автора последней упомянутой веб-странички Федора Сабодаш-Радько из Минска, приславшего по моей просьбе диск с кинофильмом о сплаве по Збручу, проделанном его командой в апреле 2005 г. Я весьма благодарен Лене, прекрасной половине авторов веб-странички “Трое в лодке”, за ценные обсуждения маршрута и замечательный фотоальбом, который сыграл не последнюю роль при выборе нами маршрута путешествия, а также автору сайта “Миры Несси” за подробное описание, которым мы активно пользовались на маршруте (далее “описание Несси”). Наконец (last but not least, как говорят англичане), я хочу выразить особую благодарность каменец-подольскому туроператору Игорю Данилову за помощь в заказе автобуса, который отвез нас с места окончания похода в Хотин и Каменец-Подольский.
За исключением небольшого количества лирических отступлений, отвлеченных комментариев и фигур речи нижеследующий текст представляет собой дневник похода, составленный мной непосредственно во время прохождения маршрута.
30.04. Поезд прибыл в Гусятин точно по расписанию, в 9.17. Нас пока что шесть экипажей из семи — Катя и Оксана с детьми намереваются прибыть завтра. Местом встречи назначен обозначенный на всех картах автомобильный мост в селе Шидловцы, поэтому сегодня мы будем делать всё для того, чтобы туда дойти.
Сборка байдарок |
Для выхода к реке нужно перейти пути прямо напротив здания вокзала (по ходу поезда налево), пройти по переулку до асфальтовой дороги, свернуть налево, дойдя до памятника бойцам ОУН (курган с крестом) свернуть направо и пройти около 200 м; здесь влево к реке уходит тропа. Всего от вокзала до места сборки лодок 700-800 м. Перетаскиваемся в несколько ходок. Поляна для сборов сравнительно невелика, так что приходится тесниться. Река у места старта спокойная, неширокая (ок. 15 м).
Сборы затянулись; некоторые участники к тому же отправились в магазин за недокупленными в Киеве продуктами, из-за чего было решено вопреки запланированному обедать на месте старта. Понемногу экипажи собираются, но удобных мест для посадки в лодки мало, так что первым во избежание разрыва группы приходится ожидать на воде. Последняя лодка отходит в 16.15.
Река в районе Гусятина мутная, берега илистые. Понемногу русло расширяется — чувствуется подпор плотины ГЭС в с. Боднаровка. Перед плотиной река разливается широким водохранилищем. К плотине подходим в 17.35. Во время обноса Костя порезал ногу, из-за чего заметно хромал до конца похода, однако безотказно участвовал во всех работах, требовавших грубой мужской силы.
С обноса выходим в 18.20. В 19.15 — мельничный слив; короткий обнос по левому берегу в обводной канал. За обносом — извилистый участок с довольно быстрым течением и необходимостью уворачиваться от поваленных деревьев. Теоретически здесь есть опасность переворота из-за навала бортом, однако всем нашим экипажам этой участи удается избежать. Вообще, в течение похода такие участки встречались несколько раз, однако все окончилось благополучно. Вероятно, нам было легче из-за того, что зима в этом году выдалась малоснежной, а весна, соответственно, маловодной; тем, кто будет пользоваться этим описанием, следует учитывать данное обстоятельство.
Отчаявшись доплыть до пресловутого моста в Шидловцах, в 20.20 становимся на ночевку на левом берегу чуть ниже сосняка. Погода весь день была солнечной, однако к вечеру начинает заметно холодать. Ничего удивительного: в следующие две ночи по прогнозам нас вообще ожидают заморозки.
1.05. Утром встаю раньше всех и отправляюсь на рекогносцировку. Вернувшись, обнаруживаю в лагере стадо коров и двух теток-пастушек, которые подтверждают вывод, сделанный мной в результате осмотра местности. Мы стоим ниже Шидловцов, а обозначенный на картах мост перестал существовать лет 20 назад. Созваниваюсь с Катей, предлагаю им доезжать до Шидловцов, собираться ниже мельничного слива и приплывать к нам. В ожидании Кати, Оксаны и детей устраиваем полудневку, чему народ откровенно радуется — на такой рывок в первый день похода никто не рассчитывал, адмирал в том числе. Погода стоит солнечная, но ветрено и прохладно, хотя до минуса этой ночью дело не дошло. Примерно в 800 м выше стоянки среди меловых выходов на обрывистом берегу неутомимые Ларионовы обнаруживают родник и высказывают мнение, что там ночевать было бы лучше.
Стоянка ниже с. Мал. Зеленая |
Катя, Оксана и дети прибывают благополучно. Варим обед и собираемся выплывать. Тем временем к лагерю выходят два парня-поляка с рюкзаками. Спрашивают “керовника”. Общаемся на ломаной смеси славянских языков, потом, плюнув, переходим на английский — так выходит понятней. Парни хотят, идя “бжегом” (по берегу), к вечеру успеть в Скалу-Подольскую. Выражаю им свое сомнение — время уже обеденное, а идти им еще километров 30 как минимум.
Со всеми обедами и сборами выплываем в 17.00. Спустя час приходим в с. Зеленая, где поджидаем замешкавшихся на старте. По описанию чуть ниже села “порожек”.
После просмотра решаем на всякий случай проходить порог без детей. Все экипажи проходят успешно (заход в слив, затем по левому руслу по струе). Через 10-15 мин. хода, чуть ниже с. Мал. Зеленая, находим на левом берегу удобную стоянку на террасе под крутым склоном, поросшим грабовым лесом. В 100 м ниже стоянки со склона стекает ручей, примерно в ста метрах выше по его течению оборудован родник.
2.05. Ночью заморозки; вода в котлах замерзла. Но день солнечный. Завтракаем, но несмотря на все старания выходим только в 13.00. В 13.45 проходим Сокиринцы. Под мостом перекат, следом еще один. Проходим без проблем, не осматривая. Через несколько минут снова перекаты, возможен навал на прибрежные деревья. Группа растянулась. Стоим ниже переката, страхуем, затем уступаем эту роль другому экипажу. В 14.30 становимся на обед на правом берегу ниже Сокиринцев — примерно в том месте, где по плану должны были ночевать накануне. На обеде выясняется, что у Кости с Ирой пробоина. Клеятся. С обеда вышли в 17.25. В 18.50 подошли к плотине ГЭС. Короткий обнос справа, прямо у шлюзов. Через 15 мин. хода находим место для стоянки на левом берегу — поляну чуть ниже заброшенной базы отдыха; вполне симпатичную, если не считать мусора, оставленного отдыхающими 1 мая. Первые прибывшие на скорую руку наводят на поляне подобие порядка, так что у тех, кто прибывает следом, она и вовсе не вызывает никаких нареканий.
3.05. Нервничаю по поводу отставания группы от графика, пытаюсь ускорить утренние сборы, но несмотря на все старания группа выходит только около 12. Судя по всему, плотину ГЭС ночью перекрыли: уровень воды в реке заметно упал, берега стали очень топкими, садиться в лодки неприятно. Ниже стоянки образовался очень мелкий перекат: сели на мель и потом еще несколько раз задевали днищем камни. Вообще, перекаты дальше идут сплошной чередой; также струя временами норовит навалить лодку на прибрежные кусты.
Как заметили Алена и Женя Ларионовы, сброс воды на збручанских плотинах происходит ближе к полудню (по их гипотезе — когда заканчивается утренний пик потребления электроэнергии). По их словам, именно благодаря этому обстоятельству они, часто выходя позже других, сравнительно легко нагоняли группу — “садились на волну”.
В 13.00 по правому берегу показываются первые дома пос. Скала-Подольская, а в 13.15 мы становимся на обед у подвесного моста (“кладки”). Отсюда можно подняться к развалинам крепости, а также католическому и православному храмам. Осмотр достопримечательностей оставляет двойственное впечатление: с одной стороны — очень живописные развалины крепости, интересная архитектура самого городка, с другой — крайне безобразное состояние, в котором все это находится: крепость местное население активно использует в качестве места пикников и отправления естественных нужд, а здания и дороги в городке, кажется, не ремонтировались с тех пор, как отсюда ушли поляки.
Подходим к Скале-Подольской. Видны развалины крепости |
В крепости. Таня Баценко, Нина Филенко, Антон Палец и Андрей Мищенко |
|
|
После обеда, осмотра достопримечательностей и закупок вышли в 17.30. Через 15 мин. — второй подвесной мост. Здесь нужно остановиться для просмотра порога, образованного мельничной плотиной. Порог технически нетруден, тактика его прохождения достаточно очевидна, однако при высоком уровне воды он может представлять определенную сложность — в первую очередь это касается необходимости после прохождения первой ступени порога перейти вместе со струей из-под левого берега под правый: на выходе из порога с левого берега тянется мелководная гряда камней. Порог проходим на облегченных байдарках, многие экипажи высаживают детей.
Общее время прохождения порога составило часа полтора, поэтому, обнаружив в 20 мин. хода приемлемое место для стоянки (по левому берегу, чуть выше автомобильного моста), останавливаемся на ночлег — около 20.00. В лесу над стоянкой, слева от шоссе, находится памятник главнокомандующему Украинской повстанческой армией Роману Шухевичу. Согласно статье из Википедии, тело Шухевича, погибшего в начале марта 1950 г. в бою на Львовщине, было перевезено офицерами НКВД на это место и сожжено. Надпись на памятнике гласит: “На цьому мiсцi 9.03.1950 р. вознiсся на Небо лицарський дух Головного командира УПА генерала Романа Шухевича”.
Вид с высокого берега на стоянке ниже с. Пукляки. В левом нижнем углу виден наш лагерь |
4.05. Выходим в
Православный и католический храмы в Скале-Подольской
12.30, предвкушая знакомство с местной минеральной водой — согласно описанию Несси, ниже моста по правому берегу находится источник-скважина. Увы, довольно быстро выясняется, что источника уже несколько лет как не существует: затоплен поднявшейся водой.
Через час подходим к плотине ГЭС у села Пятничаны. Короткий обнос под плотину. Выпускаем дежурный экипаж Лёши и Маринки вперед готовить обед. Через полчаса после обноса — мельничный порог в с. Бережанка. Прохождение не вызвало затруднений, но камень адмиральская байдарка зацепила. Обедаем ниже порога, клеимся. После обеда вышли в 18.10. В 19.30 останавливаемся на ночевку между селами Пукляки и Подпилипье, на левом берегу. Здесь между высоким обрывом и рекой есть широкая терраса. Место очень живописное, дети оживленно лазят по склонам. Единственная проблема — дрова, однако в конце концов их удается набрать в нужном количестве в зарослях вдоль реки и под обрывом.
5.05. Вышли около 12. Через 20 мин. подошли к подвесному мостику в с. Подпилипье, где остановились для просмотра порога. Прохождение по широкому правому руслу затруднений не вызвало, разве что на перекате несколько мелковато — малоснежный год дает себя знать. Чуть зацепили днищем камни, но без последствий. Набрали в селе воды, вышли в 13.20.
Задолго до плотины ГЭС в с. Ниверка река разливается широким водохранилищем. Окружающие пейзажи очень живописны — те же характерно вздымающиеся зеленые холмы со скальными обрывами. Обилие воды делает более разнообразной прибрежную растительность и животный мир; Женя и Алена отстают, чтобы пофотографировать и поснимать на видеокамеру всяких птичек-козявок, Маринка сокрушается, что нет времени остановиться на ночлег и половить рыбу. Для ночлега здешние места, однако, подходят слабо — леса нет, наверняка будут проблемы с дровами.
К плотине подходим около 15.00. Для экономии времени совмещаем обнос с обедом. Дров мало; обходимся “Мивиной”, бутербродами и чаем (до сих пор на обедах варили суп, и это сильно задерживало).
С обеда адмиральская лодка выходит в 17.20 с заметным отрывом от остальной группы. Хочется еще сегодня пройти порог в с. Збручанское и хоть немного нагнать график похода: в конце концов, у нас обратные билеты, да и заказанный автобус, который должен доставить нас из Хотина в Каменец-Подольский, ждать не будет.
Развалины крепости в Чернокозинцах |
Около 19.00 проходим с. Збручанское. За очередным изгибом реки на противоположном, левом берегу открываются живописные развалины старой крепости в с. Чернокозинцы – единственное по маршруту оборонительное сооружение на левом берегу. Через 400 м после этого, перед автомобильным мостом — порог. Проходится по центральному сливу с уходом по струе под левый берег. За порогом мелковато, зацепили пару камней даже несмотря на то, что высадили Антона и ехавшую у нас пассажиром Таню Баценко. Чувствуя на затылке умоляющие взгляды участников и едва ли не спинным мозгом ощущая сдерживаемые ими ругательства, останавливаю группу в первом же удобном месте — на широкой луговине по правому берегу в 3-4 км за Збручанским; здесь река делает зигзаг.
На этой стоянке нас слегка сбрызнуло дождиком — чуть больше вечером и чуть меньше утром. Вечером мы напугали дождь решительными действиями по варке манной каши с изюмом и растягиванию на веслах большого тента. Утром дежурные (экипаж Кати — Оксаны) тоже оказались на высоте: в 9 не в 9, но в 9.45 завтрак уже готов. Адмирал позволяет себе даже помечтать о выходе в 11 часов.
6.05. Мечтам, увы, сбыться не удалось — первые лодки (адмиральская и Миши с Таней) выходят только в 12. Поднялся сильный порывистый ветер: пустую Костину байдарку с десяток метров пронесло по лагерю, несколько раз перевернув. Вскоре после выхода садимся на мель: нужная глубина есть только под левым берегом. Чтобы сняться, приходится вылезать.
В 12.35, не доходя до с. Милевцы — порожек; река делится на три рукава, все мелководные. Мы прошли по среднему, между островами, Миша и Таня — по правому. Избежать цепляния камней не удалось ни нам, ни им. Стоим, ждем остальных. Безотказный Миша по своему обыкновению собирается проводить байдарку Школьных в роли капитана.
Ушли с порога в 13.10. К 14.15, преодолевая сильный ветер, подошли к плотине ГЭС выше с. Кудринцы. На этом участке пришлось потрудиться — по известному закону подлости, ветер был преимущественно встречным (такое впечатление, что на реках иначе не бывает), а река перед плотиной разливается большим водохранилищем. Для экономии времени совмещаем обнос (по правому берегу) с обедом. Неподалеку от плотины на правом берегу обнаруживается колодец — набираем воды. Выходим около 17.00.
В с. Кудринцы открывается вид на развалины крепости, имеющие характерную форму трезубца (по правому берегу). Увы, времени на ее осмотр у нас нет совершенно, хотя судя по вот этому рассказу, посмотреть там есть на что. Увы, постоянная необходимость спешить — примета всего этого похода. На майские праздники времени мало, а успеть хочется. Вот и приходится чем-то жертвовать.
18.10 — 18.50 — обнос плотины в с. Завалье. В 19.30 становимся на ночлег в уютном “кармане” на правом берегу, где река поворачивает влево и начинается высокий лесистый берег. Существенный недостаток этого места, однако, в том, что байдарки приходится вытаскивать на высокий обрыв, причем мест для высадки совсем мало. Учитывая численность группы и довольно-таки напряженный (в первую очередь из-за ветра) ходовой день, это создает заметные трудности. Но в конце концов все улаживается.
Стоянка ниже с. Збручанское |
С утра немножко брызнуло дождиком (как и накануне вечером), но совсем небольшим. В общем и целом, по сравнению с прогнозами, с погодой нам повезло — если бы только не вчерашний ветер (и не дождь этим вечером — но не будем забегать вперед).
После завтрака распогодилось — легкая облачность, совсем небольшой ветерок. Видимо, это подействовало расслабляюще: выходим только в 11.45, причем чувствуется, что несколько экипажей выйдут существенно позже. На участке до Борышковцев — серия мелких перекатов. Проходим без просмотра, время от времени цепляя камни. Один раз сели на мель. Все-таки воды в этом году маловато…
К Борышковцам подходим в 12.50. Останавливаемся набрать воды. В 13.30 отправляемся. Сразу за селом обнаруживается шкуродерный перекат — частично пр оводим лодки. Предпочтительней проходить ближе к правому берегу. Еще один мелководный порожек проходим через 20 мин. На обед становимся в 15.00 на правом берегу в 2-3 км ниже с. Витковцы.
С обеда вышли в 16.20. Через полчаса небо затянула тяжелая грозовая туча. Пошел сильный дождь. Сначала мы решили переждать его на воде, накрывшись накидками, но, просидев так с полчаса, решили, сцепив зубы, хоть куда-нибудь доплыть — в такое место, куда можно перенаправить автобус, который по первоначальной договоренности должен был забрать нас из Хотина. Посмотрев на карту, решаем, что наиболее разумной альтернативой Хотину может послужить автомобильный мост в устье Збруча и, что называется, рвем когти. Дождю не видно конца-края. Время еще не особенно позднее, но вокруг потемнело, и кажется, что еще немного, и нам придется ночевать в каких-нибудь прибрежных кустах. От этих мыслей еще сильней налегаем на весла. На левом берегу из натужно катящего по мокрой грунтовке “Мицубиси-аутлендера” высовывается рука водителя с поднятым кверху большим пальцем. Смотри ты — нами восхищаются… Приветственно машем в ответ.
Плотина ГЭС и развалины старой крепости в районе с. Кудринцы |
Место для ночевки на правом берегу далеко не идеальное, но, в общем-то, сносное: между рекой и вспаханным и чем-то засеянным полем имеется достаточно просторная зеленая площадка. Конечно, много мусора, попадается битое стекло, но выбирать не приходится. Растягиваем большой тент, ставим палатки. С дровами плоховато, но в конце концов удается найти неподалеку от лагеря большую кучу хвороста от обрезки придорожного кустарника, в которой попадаются вполне качественные сухие ветви. С появлением костра быт окончательно налаживается, и мы ужинаем, вполне довольные собой. Лёша приносит из местного “генделыка” нечто алкогольное — отмечаем окончание активной части маршрута. Дождь прекращается где-то в 20.30, потом пытается возобновиться, но нас уже этим не проймешь.
8.05. Прекрасное солнечное утро. Завтрак, всеобщая просушка и сборы. Часам к 12 прибывает автобус, мы грузимся и едем смотреть Хотинскую крепость. Крепость, само собой, впечатляет; приятно также и то, что в ней (судя по воспоминаниям тех, кто посещал ее в прошлые года) явно наводят порядок. Берем экскурсовода, после экскурсии тем же автобусом отправляемся в Каменец-Подольский. Отправив автобус с вещами на вокзал, осматриваем здешнюю крепость, в которой как раз проходят съемки фильма “Тарас Бульба” со Ступкой в главной роли. Ступку увидеть не удалось, но “вельмишановные панове” второго плана нам с собой сфотографироваться предлагали. За небольшую плату. Обращаясь к нам почему-то по-польски.
| |
Мы в Хотине… |
В Каменце-Подольском… |
Времени, как всегда, мало: на осмотр города остается всего ничего. Безусловно, он заслуживает гораздо большего внимания, но… А ведь еще и перекусить стоило бы… Мы-то ладно, а вот дети… В общем, на вокзал приходится ехать на такси — благо, по киевским меркам, да еще если разделить на две семьи, это стоит совсем дешево.
И на вокзале в Киеве |
Ну, а дальше была погрузка под дождем в поезд, пространное ночное обсуждение похода… (общий вывод: всё здорово, только хорошо было бы растянуть мероприятие на пару-тройку дней, чтобы не так напрягаться с детьми-то) и — киевский вокзал, встречающие родственники и прощальное фото на память.